Мы продолжаем обзор творчества Николаса Виндинга Рефна, и сегодня поговорим про заключительную часть трилогии «Пушер» за номером три. В первую очередь стоит сказать, что у картины (стоит уже к этому привыкнуть) непростая судьба: после съемок второй части Рефн по-прежнему не мог покрыть долг за свой третий фильм «Страх Икс». Так что новая серия кино про наркодилеров Копенгагена так же была попыткой подзаработать, чтобы режиссёр мог вылезти из долговой ямы (на тот момент его, жену и ребёнка содержали мать и отец Рефна).
И надо отметить, что шаг был весьма рисковый – вместо того, чтобы сделать продолжение про ещё одного из героев-датчан предыдущих частей (как Франк и Тонни), он поставил в центр сюжета судьбу сербского пушера Мило, да и в целом сосредоточился на теме иммигрантов. Дания, славящаяся своей крайней нетерпимостью к населяющим её жителям Балкан, полякам и прочим выходцам из Восточной Европы, приняла фильм в штыки, и Рефн едва отбился посредством продажи фильма за рубежом. После этого он зарёкся снимать в дальнейшем кино на родине, «разочарованный расистскими взглядами правительства» (впоследствии, правда, он снял в Британии в копродукции с Данией «Вальгаллу», речь о которой у нас впереди).
Итак, на этот раз, как уже было сказано, главным героем стал второстепенный персонаж предыдущих двух фильмов, серб Мило. Как и положено, дела у него не очень: испытывая острую нехватку средств, он ещё и оказывается подкошенным из-за очередной подставы со стороны подельников, которые вместо героина с кокаином подсунули ему растворимый кофе и экстази. Срочно нуждаясь в деньгах, он просит знакомого турка Мухаммеда продать таблетки, чтобы как можно скорее обзавестись деньжатами, ведь на носу у него ещё и 25-летие дочери, которое он, согласно народным обычаям, должен отпраздновать с размахом. Ну и нервишек в копилку добавляет попытка Мило избавиться от наркозависимости с целью начать «новую жизнь»…
Но мы-то с вами знаем (по крайней мере, догадываемся), что если бы завязать с наркотиками было так легко, то в мире уже давно не стояла проблема наркомании. Плюс всем известно, что в наркобизнесе друзей не бывает, и коллегам, готовым сбыть товар, палец в рот не клади – и приставляй своего человека (что и хотел сделать Мило в случае с турком, которому он доверил экстази, но его людей скрутило от плохо приготовленной долмы и серб отпустил подельника одного). Так что предугадать, что дилера кинут, не так-то сложно – гораздо сложнее предсказать, как он потом выпутается из такой передряги.
И вот в этом самая интересная часть фильма. Скажем так: видимо, на фоне всех своих неудач, Рефн во время написания сценария мальца слетел с катушек и решил, что называется, «пожестить». Возможно, это самый жестокий фильм в его карьере, или хотя бы один из. Потому что здесь есть, например, поражающая тщательностью проработки сцена разделывания трупа, который надобно спрятать – во всех подробностях. Плюс именно после «Пушер 3» возникает навязчивая мысль о том, что Рефн наверняка как-то был связан с наркоторговлей и наркотиками вообще, настолько подробно (более, чем в предыдущих частях) освещается этот аспект.
При всём этом, вы удивитесь – но фильм не о наркотиках. Мило – уже немолодой человек, который вдруг решил на склоне лет, навидавшись всякого, сделать в жизни что-то правильное: слезть с иглы, порадовать дочь, даже сам поваром на праздник заделался. Это фильм о том, что так любит «втирать» зрителям Рефн: криминальная дорожка заканчивается бездонной пропастью, и с неё стоит свернуть, пока не поздно. Для Мило, однако, уже всё-таки скорее поздно: возраст, статус и дальнейшие перспективы не дадут ему покинуть своё ремесло так просто.
Стоит также отметить, что играет престарелого серба один из любимых актёров Рефна Златко Бурич, которого я не просто так особо отмечал в предыдущих двух обзорах. Если за роль в первом «Пушере» он получил премию «Бодиль» (повторюсь, датский аналог «Оскара») как лучший актёр второго плана, то за этот образ получить номинацию ему помешало, возможно, разве что негативное восприятие самого фильма. По словам Рефна, «он способен сыграть всё что угодно», и верится легко. Ещё в первых двух фильмах его персонаж выделялся на фоне прочих и сохранился на протяжении всей трилогии, и кто-то очень удачно сравнил его с Красти из «Симпсонов». Мило приковывает к себе внимание как несколько несуразный персонаж, даже несмотря на свою внешнюю грозность, и в третьем фильме он раскрылся как раз за счёт актёрской игры Бурича, создавшего на экране образ человека, который устал от своей жизни и в этот раз вот-вот слетит с катушек.
Что, в общем-то, и происходит. Концовка фильма для кого-то может показаться неоднозначной, почти «открытой» — но скажите, разве в предыдущих частях было иначе? Рефн раскручивает клубок событий вокруг своих персонажей, помещая тех всё в более и более сложные условия, а потом как бы предоставляет зрителю выбор: дальше думайте и живите сами. И может, это очень правильный подход – заставить зрителя задуматься, что же ждёт героя после титров. И что ждёт любого, кто рискнёт ввязаться в подобную канитель в реальной жизни.
Несмотря на своё название, серия «Пушер» — это истории о том, почему наркотики не выход. И даже немного жаль, что Рефн не стал браться за съемки четвёртой части фильма ввиду того, что исполнитель роли Мухаммеда Ильяс Аджак (которого он намеревался сделать новым героем) сел в тюрьму на значительный срок. Стоит также отметить, что сам режиссёр считает третью часть лучшим фильмом из всей трилогии, так что советуем и вам обратить внимание.
P.S.: Пикантности фильму добавляет тот факт, что порядка 80 процентов диалогов в фильме произносятся на многочисленных языках, присущих тем или иным персонажам: сербском, албанском, польском, турецком и даже русском.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!