Мы продолжаем обзор творчества англичанина Дэнни Бойла, и сегодня мы поговорим про один из самых значимых фильмов в его фильмографии.
Наше время. Из-за эпидемии неизвестного вируса, превращающего людей в агрессивных монстров (к слову, напрямую «зомби» они не зовутся), Лондон опустошён. Джим (Киллиан Мёрфи) очнулся после долгой комы. Он обнаруживает, что на улицах стало небезопасно: повсюду ходят живые мертвецы, которые при виде человека бегают за ним со скоростью легкоатлета. Вместе с двумя выжившими Джим ищет военную базу, на которой есть другие люди, еда, вода и оружие.
Именно «28 дней спустя» породил тотальную моду на «быстрых» зомби в кино. Что интересно, Дэнни Бойл не стремился выдать это за некое новшество. Ему приглянулась концепция зараженных «вирусом бешенства», который для него был эквивалентом обычной человеческой агрессии. Вообще прелесть фильма в том, что, несмотря на популярную тематику, это один из самых «авторских» фильмов Бойла. Почему? Ответ прост: старая добрая мизантропия.
.
Еще в самом начале добрые активисты из общества защиты дикой природы решают выпустить наружу заражённых обезьян, которые и становятся причиной зомби-апокалипсиса. И вот человеческое общество уничтожено напрочь. Вокруг хаос, беспорядок, разруха, ненависть. Забитые до отвала едой универмаги стоят, никому не нужные, а военные ведут себя отвратительно, считая, что если у них есть оружие в руках, то они закон божий.
Бойл с большим удовольствием расписывает фреску о закате человечества. Из-за глобальной угрозы все умрут, потому что перед лицом смерти человек не щадит никого. Заражённые оказываются человечнее, чем выжившие: у них нет выбора, убивать или нет. А живые люди крошат друг друга с упоением. Вот например, по сюжету героев приютили немолодой полноватый мужик и его дочь-тинейджер. Практичная подруга Джима делает простой вывод: «Может быть, мы им нужны, но без них нам удобнее». Бойл выносит приговор: люди — эгоисты, которые даже перед лицом вымирания не хотят озаботиться проблемами других.
Власть тоже сгинула, а на её место приходят тираны с оружием в руках. Майор Генри Уэст, командующий парадом ошалевших от власти военных, поддерживает авторитет незаконными методами. Впрочем, какие могут быть законы, когда полиции нет? Бог покинул этот мир, а люди, как заблудшие овцы, выживают по принципу «побеждает сильнейший». Неведомая зараза, от которой нет спасения, поразила всё человечество и раскололо его – и всё это из-за обезьяны.
Фильм отчасти напоминает произведение классического британского писателя-фантаста Джона Уиндема «День триффидов». Там люди выводят породу агрессивных растений-хищников, которые захватывают Британию, а потом и весь мир. Оба произведения объединяет идея апокалипсиса, который наступает как следствие деятельности рук человеческих. Бойл говорил, что вдохновлялся этим романом.
В итоге фильм Бойла смотрится свежо и по сей день. Режиссёр начинал со злого цинизма в «На игле» и «Пляже», тогда он неожиданно выразил настроение целой эпохи. А вот ненависть к природе человека XXI века сделала «28 дней спустя» новой классикой зомби-кино. Интересно, что в последующих фильмах Бойл говорит со зрителем более оптимистично. Может, поверил в человечество.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!