Испания, XV век. Королевства Кастилия и Арагон объединились в Испанию, через несколько лет начала бушевать Испанская инквизиция. Наконец, в конце века Христофор Колумб совершил величайшее географическое открытие. Словом, множество сюжетов для видеоигр, кино, чего угодно. Тем удивительнее, что кинолента «Кредо убийцы», снятая как раз про Испанию конца XV века, все значимые и сколько-нибудь интересные произошедшие там события игнорирует практически полностью.
Здесь всё начинается с того, что измазанный автозагаром (чтобы сойти за испанца) Майкл Фассбендер проходит обряд инициации в ряды Братства ассасинов. Для этого он сперва произносит клятву, затем повторяет кредо «Ничто не истинно, всё дозволено», а в конце добровольно даёт на отсечение безымянный палец руки. У этого ритуала, конечно, есть тайный философский смысл, о котором внятно рассказано в игре-первоисточнике. «Кредо убийцы», в свою очередь, лишь объясняет, а точнее, наглядно показывает, что снимать экранизации видеоигр — занятие ещё более сомнительное, чем отсечение собственных конечностей.
Одно дело, когда кино получается плохим — тогда хотя бы можно понять, что пошло не так и, может быть, снять продолжение получше (или, что вероятнее, перезапуск). Хуже, когда получается никак. У «Кредо» нет отдельных промахов: не работает совсем ничего. Фильм не рассказывает что-то про средневековую Испанию (сцен в прошлом суммарно минут 15, они бессодержательны), а конфликт идеологий ассасинов и тамплиеров, на котором строится вся серия, сведён к идиотскому «они убийцы, а мы не убийцы — хотя, ладно, может и убийцы». Тут не на что смотреть ни обычным зрителям, ни фанатам первоисточника — в недавнем «Варкрафте», к примеру, угодили хотя бы последним. Если ассасины действуют во тьме, чтобы служить свету, то кому или чему служат люди, снявшие эту бессмыслицу — совершенно непонятно.
Чёткая самоцель есть только у героини Марион Котийяр. Она здесь для того, чтобы заботливо обхаживать Фассбендера, продавать картину грустными глазками и, главное, непрерывно давить мегатоннами экспозиции. Вот, мол, «Абстерго», корпорация тамплиеров, намеренная излечить мир от насилия путем лишения человечества свободы воли. Для этого им нужно Яблоко Эдема — могущественный и вовсе не съедобный артефакт. Ну а для его поиска есть «Анимус» — чудо-устройство, считывающее генетическую память предков. Предтечи, раса полубогов, жившая на Земле до людей и ответственная за их создание, то есть самая труднообъяснимая часть мифологии Assassin’s Creed, при этом оставлена за скобками. Остались куда более простые вещи, суть которых проговаривают все два часа. Каким-то образом звучит это куда глупее и в то же время запутаннее, чем в первоисточнике.
У авторов крайне извращенное понимание «адаптации для широких масс». Например, зачем-то решили усложнить устройство пресловутого «Анимуса». В оригинале аппарат выглядел как удобное кресло, на которое подопытные ложились и спокойно погружались в прошлое. В фильме же это — чудовищных размеров подвижная конструкция, целая комната с десятком проекторов, а подключённый к ней человек ещё и повторяет действия потомка. Практическое применение сомнительно: махина разваливается от единственного прыжка веры — трюка, который ассасины совершают по 10 раз на дню. Зато так, конечно, зрелищнее: каждая экшен-сцена в прошлом таким образом раздроблена не на 50, а на все 100 склеек — почти уровень «Заложницы». Вот Фассбендер-ассасин сквозь дымовую завесу карабкается по лестнице, а вот Майкл-в-настоящем (почему-то оголивший торс), окутанный размытыми голограммами и подвешенный в воздух, изображает мима-скалолаза. Не хватает только врезок, где он бежит на месте под музыку Бенни Хилла. Может, приберегли для режиссёрской версии?
Таким образом, «Кредо убийцы» представляет собой набор из сцен двух типов. В настоящем героя окружают зубрящая сценарий Котийяр и молча стоящий пол фильма с важным видом Джереми Айронс (кажется, одни и те же кадры с ним показывают несколько раз). Прошлое же — небольшое, но ещё более бессмысленное мельтешение, отличное тем, что вместо актёров там чаще показывают дублёров. Во что-то цельное эта мешанина так и не складывается.
Зато что картине удалось, так это добиться сопереживания главному герою. Майкл Фассбендер несколько раз заявляет, что хочет есть, а оставшееся время умоляет, чтобы его, наконец, отпустили домой. Зритель его чувства разделяет целиком и полностью.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!