Призрак в доспехах — Крепкая снаружи, хрупкая внутри

Недалёкое будущее. После Третьей и Четвертой мировых войн государства рухнули, а идея трансгуманизма стала главным вектором развития науки и технологии. Практически все люди на Земле вживили себе разнообразные нейронные имплантанты. Моральные аспекты по данному вопросу стерты, общество признало, что улучшение жизни стоит выше, чем негласные запреты на аугментацию. Однако подобные улучшения привнесли новую опасность: стал возможен «взлом мозга». Этот процесс позволяет хакерам захватывать сознание, совершая преступления через марионеток. Майор Мотоко Кусанаги (Скарлетт Йоханссон) — киборг, возглавляющий элитную оперативную ячейку «Девятый отдел». Отряд специализируется на ликвидации неугодных правительству личностей, и потому привлекается к поимке Кукловода (Майкл Питт) — таинственного хакера, действия которого угрожают национальной безопасности.

В 1995 году на экраны вышло полнометражное аниме «Призрак в доспехах». Основанная на одноимённой манге Масамунэ Сиро, картина моментально стала культовой. Известно, что, тогда ещё, братья Вачовски вдохновлялись именно этим произведением при создании «Матрицы». Успех породил сиквел, множественные спин-оффы, и в конце концов дело дошло до голливудской экранизации. Но долгий производственный процесс, спорный актёрский состав, провальная PR-кампания и орда воинственно настроенных фанатов, заставили думать об адаптации «Призрака», как о паразитирующем на известном имени боевичке. Многим сложно будет принять, что ребут оказался добротным фильмом, который, возможно, вызовет волну гнева у ярых приверженцев оригинала, но придётся по вкусу поклонникам киберпанка и охотникам за адреналиновым экшеном.

Многие поклонники оригинала опасались, что фильм разрушит существующий канон. Но авторы экранизации умело выкрутились. «Призрак в доспехах» — это софтребут истории с бережным сохранением культурного контекста, мотивов и образов. Сюжет картины склеен из полнометражных аниме Осии и немного — из сериала Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2nd GIG. Да, без заимствований было не обойтись, но подобное цитирование не признак творческой импотенции, а вынужденный оммаж оригиналу. Без дотошного копирования некоторых сцен фильм бы попросту растоптали, поэтому творческая свобода у авторов была ограничена культовым статусом исходного материала. При этом философия, подтекст и множественные отсылки у нового «Призрака» на месте. Стильная холодная картинка, гигантские, проплывающие в воздухе над футуристичным городом, голограммы — визуальная составляющая сделана с большим уважением к «Бегущему по лезвию». В фоновом эмбиенте проскакивают знакомые нотки из саундтрека Deus Ex, а диалоги пестрят отсылками к «Нейроманту» и другим произведениям Уильяма Гибсона.

Но всё же «Призрак в доспехах» образца 2017 года — дорогущий блокбастер, призванный в первую очередь развлекать. И у фильма это получается. Он врывается в память мастерски поставленным экшеном, красивой картинкой и восхитительным телом Скарлетт Йоханссон. Пусть для каноничной Мотоко она слегка крупновата, образ грубоватого, резкого и крайне холодного андроида-убийцы ей удался. Перестрелки, драки, погони, в исполнении Скарлетт превращаются в безудержный вихрь сексуальности и насилия.

В этой незамысловатой глянцевой броскости кроется основная проблема картины. Фантазии у авторов ремейка хватило лишь на скрупулёзную реставрацию духа оригинала. А библейские аллюзии вместе с налётом сюрреализма в угоду массовому зрителю свелись к минимуму. Поэтому некоторые тезисы проговариваются прямо в лоб, а нагнетаемый саспенс постепенно разваливается. Чтобы скрыть сюжетные, а порой, логические огрехи, на зрителя снова и снова вываливают драки, врубают погромче музыку и демонстрируют задницу Йоханссон в максимально аппетитном ракурсе.

От подобного подхода страдает не столько сюжет, сколько актёры. Майкл Питт, Жюльет Бинош, Такеши Китано — все они нужны были только для продвижения фильма. Как и в случае с ремейком «Годзиллы» или недавним «Конгом», пестрящим невероятным актёрским составом, «Призрак в доспехах» не знает, что делать с этими людьми, и выбрасывает их на экран, чтобы выдержать паузу между динамичными сценами. Поэтому актёры воспринимаются зазубрившими реплики болванчиками. Обиднее всего за Китано — его роль ограничивается томными взглядами в камеру и скупыми меланхоличными монологами на японском.

Несмотря на прямолинейность, «Призрак в доспехах» воспринимается глотком свежего воздуха среди блокбастеров, оккупированных супергероикой. Подобно «Логану», крушащему навязанные студийными боссами каноны, картина не стесняется чередовать адреналиновый экшен с необременительной интеллектуальностью. И пусть это не всегда получается органично, а обозначенные темы уже не блещут оригинальностью — в актуальности они лишь приобрели. Да и фильмы в антураже киберпанка выходят преступно редко.

Благодарим сеть кинотеатров «Монитор» за приглашение на предварительный показ фильма.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!