Assassin’s Creed Valhalla — Через одиссею к истокам

В сезон пандемической осени-зимы 2020 года на стыке поколений просто обязана была случиться игра-победитель, которая объединит консоли и всех игроков. Эксклюзивы Sony для этого не годятся, новинки в Game Pass не такие уж и свежие, а Yakuza 7, она же Like A Dragon, развлечение не для всех. Cyberpunk оказался совсем не тем, за кого себя выдавал и скорее разобщил игровую публику. Оставался только один вариант — Ubisoft. К старту некстгена франко-канадцы после долгого затишья и череды сексуальных скандалов подошли сразу с тремя играми, выходящими в маленькое окошко длинною в месяц. Watch Dogs: Legion не сыскала поклонников и ожидаемой славы, разве что как бенчмарк, Immortals Fenyx Rising отлично покажет себя на скидках и не настолько безнадёжна. И осталась в запасе последняя, но зато главная из них в этом сезоне. Assassin’s Creed Valhalla вышла идеально для того, чтобы прийтись по душе и под руку всем, даже тем, кто про серию не вспоминает несколько игр подряд.

«Вальгалла» хоть и третья часть в серии «Assassin’s Creed без Assassin’s Creed», но в этот раз всё по-другому. Нет, нам не расскажут новую историю о становлении Ордена или хашишинах, до них ещё пару-тройку веков от времени действия игры, но их дух, их предтечи, здесь присутствуют. Во-первых, вот ваш скрытый клинок, получите и распишитесь. Эйвор для начала залихватски цепляет его чуть ли не для понтов, отказываясь от древнего обряда посвящения через удаление пальца. Хотя ему/ей это в любом случае неинтересно, персонаж в кои-то веки больше наблюдатель и временами орудие в войне двух суперсил, нежели чем активный участник событий, принимающий судьбоносные решения. Он/она викинг, который сражается за свой клан и ярла, а эти христиане пусть сами разбираются.

Мифологическая составляющая однако никуда не делась, чтобы вышла полноценная трилогия. В «Вальгалле» явно пытаются угнаться за красотами Атлантиды и Элизиума из DLC к «Одиссее», но получается не всегда, не тот размах. Зато Асгард и Йотунхейм не страдают от той гигантомании, с которой довелось столкнуться Кассандре. Тогда всё вылилось в дополнительные 10-15 часов очень нудного и принудительного прохождения без права пропуска отрезков с гриндом и прокачкой, т.е. всем тем, за что Assassin’s Creed Odyssey многие заслуженно недолюбливают. Скандинавские боги и богини решают вопросы куда оперативней, что от прыжков в параллельные миры не устаёшь. Появляется время провести параллели между интригами Асгарда и происходящем в Мидгарде, мире людей. В переплетении мифологии с событиями псевдоисторической Англии IX века нашей эры кроется то, что оставит после прохождения в голове однозначную оценку «Да, здорово закрутили», а такого с серией не случалось уже очень давно.

В Ubisoft хоть и обещали сделать выводы после громадной «Одиссеи», не превращая игру по продолжительности в марафон, но слова своего не сдержали. Основной квест при любом стиле игры и сложности займёт не меньше 50 часов, а если всё тщательно зачищать, выполняя все побочные задания, собирая башни из валунов, находя дизайны татуировок, убивая легендарных животных и т.д., счётчик может показать всё ту же психологически ужасающую отметку в 100 часов и даже страшней. Свой вклад в погружении с головой без оглядки вносит в первую очередь история, но не получается пропускать новые для серии встречи-квесты. «Случайного» в них, разумеется, ничего нет, просто в «Вальгалле» по сути отказались от знаков вопросов на карте, предоставив игроку искать себе приключений в классической манере RPG, то есть через изучение мира. Встреченные люди со своими проблемами настолько обыденно просят что-то сделать, что после диалога квест даже не отображается в журнале. Спорное решение, которое вроде и заставляет прислушиваться к болтовне NPC, но уж очень непривычное. Обитатели Норвегии, Англии, Асгарда и других уголков мира игры с удовольствием повторят своё незначительное и, как правило, легковыполнимое поручение, иногда просто путём правильной последовательности диалога. Прописаны некоторые встречи с оглядкой на поп-культуру или современные темы, переписанные в духе былой эпохи: то самый настоящий Ванпанчмен вызовет на поединок, то встретятся боевые монахини или уличные музыканты с треком Smack My Bishop. Сценаристы умеют не только вызывать улыбку гик-одобрения, но и геймерское сопереживание. Некоторые истории максимально депрессивные, потому что хорошего и доброго финала у них нет — надо принимать волевые решения, например, отрезвляюще подействовать на дочь павшего воина, ожидающую его возвращения. Десятки заданий ручной работы в духе скорее CD Projekt RED, нежели Ubisoft. Продолжайте в том же духе.

Но главная цель викингов на Британских островах отнюдь не решение семейных проблем и драм. Они дудят победно в горн и грабят местных. В основе игры лежат исторические события IX века нашей эры, когда викинги повадились делать набеги на монастыри британских островов. В основном это были датские звери, которые вели себя крайне неприлично и даже кровожадно (можете почитать об ужасах Великой армии). Эйвор и её соклановцы же родом из Норвегии и ведут себя всю игру хоть и поспокойней, кроме некоторых особо буйных персонажей, но грабежом не гнушаются. Каждый набег это как правило необязательная, редко сюжетная, активность по штурму крепости или поселения. Открываешь все сундуки и всё, рейд завершён. Хотелось бы разнообразия заданий в связи с этими активностями, благо монастырей и аббатств наберётся с дюжину, но этот тип заданий хотя бы конечен и не перезапускается как, скажем, завоевания территорий в «Одиссее». Когда все сокровища священнослужителей собраны, на карте остаётся ещё без преувеличения 100500 точек, где можно ещё разжиться золотом, припасами для деревни и редкой броней. И с этим у Ubisoft случился перебор. От жёлтых точек на карте рябит в глазах. Зачистка всех прибыльных мест займёт ни один десяток часов. Нужно ли Эйвор столько золота? Разумеется, нет. Это просто затягивание игрового процесса, которое характеризовало серию всегда, но в последнее время стало уже чересчур и уже традиционно на долгие десятки часов. Золотая лихорадка вместе с другими цветными точками на карте пришли на смену вопросительным знакам, даже преподносилось как что-то хорошее. Хочется верить, что это разовая акция под тему набегов викингов и в будущем погоню за сундуками в духе какой-нибудь hack’n’slash мы в серии не увидим.

А чем заняты викинги в промежутках между походами и плаванием на драккаре по реке сюжета? Они ожидаемо, бухают, бьют друг другу морды, заводят романы и промышляют флютингом. То, что многие обозвали «викинг-рэпом» на самом деле стихотворное обзывательство, которое было распространено в Шотландии на несколько веков позже эпохи игры. По сути эти состязания существуют для прокачки красноречия у героя/героини, ведь больше это почти никак не сделать, и для лёгкого заработка. Как и в случае со второстепенными квестами, надо пристально слушать собеседника, потому что как правило в этих словесных перепалках надо отвечать складно, в рифму и со смыслом. Если заниматься таким высокопарным делом ваш викинг не собирается, то попробуйте местную настолку с не самыми простыми правилами. Если после возлияний, чертыханий и азартных игр душа просит ещё развлечений, местные реки и пруды предлагают сносную рыбалку, которой бы позавидовал сам Артур Морган.

Сказать по правде, присутствие духа Red Dead Redemption 2 в игре ощущается очень сильно. Все эти долгие путешествия из пункта А в пункт Б на лошади под болтовню за жизнь, обустройство своего скромного лагеря (может разрастись до целой деревни и открыть несколько веток заданий заодно), даже местные болота и освещение хоть и вызывают приятные воспоминания о Диком Западе, но часто напоминает игру от Rockstar. В мире викингов было столько места совместным охотам, плаванию на драккарах и совместному распитию алкоголя под выкрики «Skol», что всё это можно было показать без заимствований. Последнее хотя бы не забыли, подвязав под тему пьянства несколько квестов… Хотя это тоже ноу-хау Rockstar уже долгие годы.

Чему следовало точно поучиться у Rockstar, Naughty Dog и других огромных студий соразмерными с командами Ubisoft, так это полировке деталей. Нет, в «Вальгалле» почти не замечено критических и стыдных проблем в духе релизного Cyberpunk 2077. Дело в неряшливости. Там при добивании Эйвор вонзает клинок сбоку от тела, а не в него, а вон там лодка поплыла над поверхностью воды будто на воздушной подушке. Преданный ездовой волк сначала по зову материализуется в виде лошади без текстуры, а дальше начинает клонировать сам себя при каждом призыве. Многоуважаемый ярл и вовсе застревает в трёх соснах. Этим никого не удивить тем, кто играл в Origins и Odyssey, но за три с лишним года с этими несерьёзными и даже детскими для такого калибра разработчика проблемами можно было уже разделаться. Патчи частично исправят ситуацию, но точно не ту часть, что касается дубовой анимации боя. Она такая в Odyssey до сих пор, хотя сама боевая система в Valhalla изменилась в сторону оторванных конечностей, увеличенного насилия, фокусе на выносливости и требует как раз особой точности в связи с нововведениями.

А больше игре и нечего предъявить. Десятки часов в разных мирах пролетают почти незаметно, заговор в прошлом и настоящем раскручивается длинным клубком, а женская проекция Эйвор могла бы сойтись в поединке с Кассандрой за звание лучшей мифологической воительницы в мирах Assassin’s Creed. Неизвестно, куда игроков занесёт в следующий раз, но эта часть получилась одной из лучших в серии даже с учётом помарок. «Вальгалла» переосмысливает как нововведения последних лет, так и классические механики, не забывая быть уникальной игрой про суровых викингов.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!