Атлантика — Океан надежды

Аде 17 лет. Через несколько дней она должна выйти замуж за богатого красавца Омара. Её ждет безбедная жизнь, которая может только сниться выросшему в пригороде Дакара человеку. Однако есть одно «но» — Ада влюблена в нищего трудягу Сулеймана, который после того, как их команде строителей не выплатили деньги за работу, уплыл в Испанию в поисках лучшей жизни.

Дебютная лента француженки Мати Диоп — дочери сенегальского музыканта и племянницы известного режиссера Джибрила Диопа-Мамбети — вызвала фурор в Каннах: картина получила Гран-при жюри фестиваля. Оно и понятно — экзотическая эстетика в духе таитянок Гогена всегда влечёт западного зрителя, не знакомого с жизнью стран третьего мира. Однако подкупает картина не только инаковостью.

«Атлантика» словно одеяло укутывает своей волшебной медитативной атмосферой. Искусно переплетая жанры, Диоп создаёт сюрреалистическую сказку, не отпускающую до самых титров. Начинаясь как социально-политическая драма о трудовом рабстве в постколониальной стране, картина перетекает в мелодраму, напоминающую всем знакомых «Ромео и Джуельетту». Вот герои видят друг друга между проезжающим поездом: их взгляды полны нежности и теплоты. Вот неловкие и одновременно страстные поцелуи, снятые из-за плеча (мы как бы подглядываем за их маленьким уютным счастьем). Вот прощание, такое скорое и, как оказывается, вечное. Но когда начинаешь думать, что фильм не может предложить ничего большего, чем историю о невозможной любви двух подростков, картина переходит в мистический детектив, в который вплетаются отголоски африканского фольклора. Один необъяснимый случай сменяется другим, а грань между правдой и вымыслом становится всё более зыбкой.

Оператором картины выступила Клер Матон, выстрелившая в этом году ещё одним безупречно снятым фильмом — «Портрет девушки в огне». Псевдодокументальная сьемка «Атлантики» во всей полноте отразила колорит сенегальских трущоб. Разруха, духота, пыль. Безрадостные виды пригорода контрастируют с удивительной красоты океанской гладью, словно бы отсылающей к «Солярису» Тарковского. Необъятный, непостижимый, он равнодушен к нашим бедам и страданиям, людские жизни как хрупкие судна, которые он способен без труда поглотить, опустив на самое дно. К Андрею Арсентьевичу отсылают и длинные статичные кадры, оказывающие гипнотический эффект. Является ли Мати Диоп поклонницей культового режиссера неизвестно, но поэзия их фильмов определенно созвучна.

Фоном же для этого фантасмагорического сюжета становится электронная музыка, написанная Фатимой Аль Кадири, которая сама родилась в Дакаре. Её аудиоряд плотно вплетается в атмосферу картины, превращаясь в мантру, окутывающую зрителя и звучащую в голове еще долгое время после титров. Помимо социально-экономического подтекста: неравенство, рабский труд и другие «прелести» капитализма, «Атлантика» рассуждает и об издержках патриархальной системы. Унизительное положение женщины, которая не в праве распоряжаться собственным телом и собственной жизнью, а является товаром для своей семьи. Попав в актуальную повестку, фильм лишен при этом морализаторского тона, присущего столь большому числу современных картин. Диоп говорит на эту злободневную тему тонко и искренне, без агрессии и пены у рта. Бытовой сексизм — здесь естественный ход жизни, на фоне которого поступательно происходят изменения внутри героини, достигающие пика в её последних словах.

Однако будь этот фильм снят не сегодня, когда тема эмансипации так популярна, а годы назад, он бы также завоевал сердца зрителей. Ведь «Атлантика» — волшебная сказка, понятная всем и каждому. Помимо остросоциального, в ней содержится нечто вечное: жажда возмездия, требование справедливости и…любовь, сладкое, томное чувство, способное преодолеть не только пучины океана, но и мир мертвых.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!