Ожидание подошло к концу. Warner Bros. в партнерстве с DC Comics запустила (точнее, расширила) кинематографическую комикс-вселенную, обладающую потенциалом на равных тягаться с разросшейся до чудовищных размеров франшизой от Disney и Marvel. На «Бэтмена против Супермена» была возложена тяжкая задача: требовалось продолжить историю Супермена, представить уже устоявшегося Бэтмена с предысторией в два десятка лет, столкнуть их лбами на потеху зрителям, впервые показать Чудо-женщину на большом экране, создать основу для скорого сбора Лиги справедливости… И где-то посреди этого длинного списка затерялся пункт «снять хороший самостоятельный фильм».
«На заре справедливости» следует тем же путем, что и «Человек из стали», только на этот раз Зак Снайдер работал в паре с другим сценаристом, Крисом Террио, а также постарался провести серьезную работу над ошибками. Это дало свои плоды: диалоги перестали быть беспомощно глупыми, ушла на второй план раздражающая мишура с проведением параллелей между Суперменом и Богом – в происходящее на экране, наконец, получается верить. Периодически Зак старается даже слишком сильно. После «Человека из стали» его сильно ругали за то, что Супермен во время финальной битвы будто специально старался разрушить как можно больше небоскребов, убивая сотни невинных людей – «На заре справедливости» же каждый погром обязательно сопровождает чьим-то громким комментарием в духе «мы деремся тут, потому что тут не бывает людей», «к счастью, уже ночь, поэтому все разошлись по домам» и прочими.
Работой над ошибками достижения фильма не заканчиваются. Чего только стоит Бэтмен в исполнении Бен Аффлека – всем, кто в открытую плевался на этот каст несколько лет назад, будет разумно сделать вид, что они ничего такого не говорили. Бэффлек получился самой убедительной версией Темного рыцаря из всех на сегодняшний день. Жестокий, умный, сильный и еще раз жестокий, он внушает страх при первом появлении, а после заставляет обомлеть от своих боевых навыков – а ведь в молодые годы Летучая мышь был еще более опасным бойцом, даже страшно представить. Даже без костюма Брюс Уэйн – это тот персонаж, которому сопереживаешь и которым восторгаешься, Аффлек чувствует себя в роли максимально комфортно. Но есть один момент, который может прийтись не по нраву многим фанатам: этот Бэтмен убивает. Не то что бы ему это нравилось (вот клеймить негодяев фирменным лого – другой разговор), но он не постесняется взорвать с десяток-другой авто с негодяями во время погони. Робин-то мертв – моральные дилеммы в прошлом. Но фильм не дает этого объяснения, полагаясь на осведомленность зрителя.
Другой пример того, что фильму удалось на «десятку», это Диана Принц, она же Чудо-женщина. Появившись в черновом варианте фильма сперва в качестве камео, а позже обретя хоть и небольшую, но все-таки полноценную роль, амазонка стала единственной частью фильма, не подвергшейся ничьей критике. Галь Гадот отлично справилась с тем, чтобы изобразить Диану выдающейся женщиной даже без боевого снаряжения – ее диалоги с Брюсом Уэйном буквально искрят уверенностью в себе и острым умом, да и химия между персонажами возникает быстро. Что касается Чудо-женщины в бою – она показывает себя во всей красе, понемногу демонстрируя если не весь, то значительную часть своего арсенала, тем самым разжигая даже не костер, настоящий пожар интереса к своему сольному фильму. Что уж там, Диана оказывается самой «полезной из троицы», попутно становясь единственным персонажем картины, не движимым эгоистичными мотивами. И, боже мой, какая же прекрасная тема у Чудо-женщины: обязательно послушайте трек Is She With You? из саундтрека, достойного отдельной похвалы.
Еще один каст, вызвавший очень много споров, — Лекс Лютор в исполнении Джесси Айзенберга. В случае с ним после выхода фильм в широкий прокат споров будет только больше – кому-то (мне, например), он понравился сразу и дальше лишь закреплял впечатление, но многим нервозный и, пожалуй, излишне неуравновешенный Лекс покажется, мягко говоря, странным. Все это дело вкуса, но Айзенберг отлично справился с заданным образом. И даже если вы оказались в числе недовольных, учтите, что с Лютором связано несколько очень сильных сцен, одна из которых стала ключевой для фильма – так что объективно персонаж удался.
А вот над образом уже представленного в «Человеке из стали» Супермена работали, будто спустя рукава. Хоть я абсолютно равнодушен к этому герою, но даже мне было обидно и немного стыдно за то, каким идиотом показан Человек из стали. «Сила есть – ума не надо» – вот полное описание персонажа в фильме. По какому-то жестокому стечению обстоятельств именно Генри Кавилл произносит самые нелепые реплики на экране, оказывается вовлечен в самую дубовую любовную линию и становится «звездой» сцены с самой нелепой сюжетной дырой. Фанаты Кларка Кента почти наверняка обозлятся на этот фильм – и у них будет на то полное моральное право.
Настоящие проблемы у «Бэтмена против Супермена» начинаются тогда, когда речь заходит о сценарии. Снайдер почти избавился от глупых диалогов, но тут же был застигнут врасплох новой сложной задачей: собрать в единое целое огромное количество сюжетных линий, а также подвести мостики к будущим фильмам вселенной. Справился он с ней так же посредственно, как уставший от жизни Джосс Уидон в «Мстителях: Эра Альтрона». Маленький недоспойлер: в какой-то момент Диана открывает на своем ноутбуке папку, буквально содержащую тизеры сольных фильмов Аквамена, Флэша, Киборга и ее самой. Хотя к этому и сделана сюжетная подводка, это выглядит как самый ленивый мостик к кроссоверу в истории фильмов про супергероев. Тем большее недоумение вызывает соседствующая с такими сюжетными подвязками «в лоб» линия про сны Бэтмена: невозможно было придумать более странный и неоправданно мудреный намек на сюжет «Лиги справедливости». Зачем было усложнять все так, что даже «знающие» люди вошли в ступор?
Другая проблема: на самом деле это фильм совсем не про борьбу Бэтмена и Супермена. Да, в самом начале выстраивается фундамент для конфликта, обеим сторонам прописывают ясную мотивацию и все это выливается в очень крутую экшен-сцену. Но в итоге вся эта сюжетная линия просто глохнет, заканчивается абсолютно ничем и едва ли заметно сказывается на Супермене, Бэтмене или на ком-то еще. Фанаты, долгие годы ждавшие возможность увидеть противостояние любимых героев на большом экране, будут разочарованы, а фильм по-честному нужно было назвать «На заре справедливости: Бэтмен против Супермена», потому что именно такие приоритеты расставлены в повествовании. Хотя кто знает, как все было в изначальной идее – и это ведет к следующей проблеме.
Снайдер, очевидно, хотел в первую очередь снять обычный фильм, а не привычную нам супергероику. Первая его половина или даже две-трети – политический триллер, драма, словом, все что угодно, но не кино про эпик и суперсилы. Примечательно, что эта часть снята на высоком уровне и даже умудряется органично разбавлять диалоги редким, но зрелищным экшеном. Беда случается ближе к финалу, когда героям вдруг приходится бегом-бегом собираться для эпической финальной битвы, в спешке побросав большинство сюжетных линий, в которых зрителя вовлекали на протяжении двух часов. Дело в том, что и эта заключительная часть сделана совсем неплохо, но после просмотра от общего хаоса и перегруженности сюжета попросту разболится голова. Еще один фильм, который мог бы получиться значительно лучше, если бы не давление студии? Очень может быть.
Вот и получается: Зак Снайдер старался как мог, снял ну очень красивую картину с отличными персонажами, ворохом отдельных удачных идей и потрясающих сцен, но собрать все это вместе получилось только с помощью скотча. Киновселенная DC обещает быть очень разноплановой: что «Отряд самоубийц» уже этим летом, что «Чудо-женщина» через год будут сильно отличаться по духу от «Бэтмена против Супермена», так что каждый должен найти что-то себе по душе. Но именно Снайдеру досталась центральная серия-кроссовер «Лига справедливости», и уверенности в том, что это удачное решение, нет никакой. Съемки первой части «Лиги» начнутся уже в следующем месяце – сможет ли режиссер сделать выводы и развеять наши страхи? Все может быть, хоть и опасений достаточно. Но и раньше времени терять надежду в будущее целой киновселенной все-таки не стоит.
P.S. Сцены после титров не будет – можете не тратить свое время.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!