Берцы — Топайте отсюда

В рамках открытия киноклуба «Синемафия» состоялась премьера фильма Кати Шагаловой «Берцы», который до этого демонстрировался лишь на кинофестивалях по типу выборгского «Окно в Европу» или анаповского «Киношока».

Катя Шагалова, режиссер и сценарист, преподнесла свое творение как камерную историю о жизни маленькой семьи и обретении человеком самого себя. Молодой журналист Сергей (Тимофей Каратаев) теряет работу из-за слишком смелого репортажа. Друг подарил ему берцы, которые, якобы, «приведут, куда надо». Берцы приводят пьяного Сергея к пьяной Ирине (Ксения Лаврова-Глинка) — потасканной ведущей кабельного телеканала. Между героями вспыхивает страсть с первого изнасилования (после второго истинный джентльмен привел женщину жить к себе). Сергей считает, что это его настоящая любовь, но на пути личного счастья внезапно встает сестра Василиса (Мария Антонова), которая совсем не внезапно, а очень даже давно испытывает отнюдь не платонические чувства к своему старшему братику.

berz_2-detail

«Честный разговор о чувствах» — смело и самоуверенно лепит на «Берцы» этикетку их создательница. Невинный зритель, пока еще не чувствующий подвоха, пожимает плечами. Мол, да, поиски себя, экзистенциальный кризис и общее недовольство в целом внешне устроенной жизни – темы нынче весьма актуальные, особенно для молодого поколения. А про пагубное влечение сестры к брату, про то, как это отражается на семье, в которой каждый все понимает, но предпринять что-либо не готов, и вовсе можно снять нечто очень пронзительное.

Однако за столь деликатные темы надо браться осторожно и аккуратно, уж больно хрупкая субстанция, неосторожное движение или излишний нажим загубят произведение безвозвратно. Как решила действовать Катя Шагалова? Штопором в лоб, вот как. Грубо, топорно, с неловкостью ворвавшегося в фарфоровый магазин буйного пьяницы.

filmz.ru

Самый простой, пошлый и потому совсем неправильный путь — брать не драматизмом и актерской игрой, а просто шокировать зрителя лютой чернухой. Однако это не огород, и, сколько ты не подливай навоза, кинематографические всходы сильнее не станут. А дерьма в фильме, простите за откровенность, в избытке. Особенно в головах героев, которые даже через призму чернушности ведут себя совершенно неправдоподобно и неубедительно. В означенной кульминации автор и вовсе разводит бассейн из водки, крови, блевотины, ссанья и фекалий для пущего эффекта. Но хоть барахтаются в них персонажи, брызги долетают и до несчастного зрителя, который уже давно оставил надежду дожить до конца просмотра. Ни остросоциальной проблематики, ни глубоких межличностных конфликтов, ни достойной актерской игры. Единственное, к чему побуждает сие полотно после просмотра — почистить зубы и помыть руки.

berz_3-detail

Фильм является ярчайшим представителем «российского авторского кинаматографа» — в самом своем нелестном смысле. Именно после таких картин зритель брезгливо морщится и зарекается ходить на картины отечественного производства. Нарочитое стремление шокировать гипертрофированным уровнем чернухи, абсурда и мерзости происходящего с претензией на высокодуховность и с полным отсутствием самоиронии. Жалкое и беспомощное зрелище как с творческой, так и с технической точек зрения.

После просмотра ведущий предложил «всем неравнодушным к судьбе русского кинематографа» остаться на обсуждение фильма с режиссером Катей Шагаловой и актрисой Марией Антоновой. Нет, знаете, такой русский кинематограф засуньте себе куда подальше. Я лучше бездуховную «Исчезнувшую» пересмотрю еще разок.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!