Рефниада #2: Истекающий кровью

Мы продолжаем разговор о творчестве Николаса Виндинга Рефна, и теперь на очереди второй фильм провокационного датчанина – «Истекающий кровью». Несмотря на то, что эту картину не принято причислять к числу выдающихся заслуг режиссёра, тем не менее, именно в ней стали просматриваться первые детали фирменного стиля, который полностью раскроется в хитовом «Драйве» (недаром мать Рефна назвала этот фильм «Истекающим кровью в Голливуде»).

У нас есть два главных героя, которые противопоставляются друг другу. Лео – представитель рабочего класса, который корячится на работе целыми днями, дабы обеспечить себя и свою подругу Луизу, которая ещё и неожиданно (и совершенно не вовремя) беременеет. Ленни – тихий, скромный и очень мягкий друг Лео, работающий в кинопрокате, он смотрит по десятку фильмов в неделю, ходит в одной и той неказистой куртке и не знает о чем заговорить с девушкой, кроме кино. Звучит как завязка для комедии, но позже Лео становится свидетелем жестокой расправы брата Луизы над хулиганами в ночном клубе, и это происшествие оказывает большое впечатление на Лео, который обнаруживает в насилии решение всех своих проблем…

Очень не нравится, когда «Истекающего кровью» начинают сравнивать с дебютным «Пушером» Рефна. Все это идёт из-за того, что в фильме снимается тот же состав актеров: Мадс Миккельсен, Ким Бодния, Златко Бурич, хотя и роли у них у всех на этот раз совершенно иные. Фильм вообще другой по настроению, если «Пушер» был чисто криминальной историей, то в этот раз перед нами человеческая драма, пускай и не лишённая фирменного маргинального почерка Рефна. Объединяет оба фильма то, что в обоих герои – очень уязвимые, неуверенные в себе люди. Это не представители «железного характера» (которым в дальнейшем покажет себя герой Райана Гослинга в «Драйве»), нет, что Лео, что Ленни – слабые, замкнутые, не способные, кажется, радикально изменить свою жизнь к лучшему.

И, по сути, здесь мы имеем любопытную штуку – режиссёр «разбросал» свои взгляды и мировоззрение на двух главных персонажей, истории которых разворачиваются параллельно и в целом независимо друг от друга. В Лео (Ким Бодния) мы видим «тёмную сторону» Рефна, которого явно тяготит к исследованию сущности человеческих пороков, жестокости и внутренних комплексов, которыми персонаж переполнен просто донельзя. Ленни же (Мадс Миккельсен) – «интеллигентная» сторона режиссёра, который просто любит кино и немного побаивается жизни (с каким удовольствием он перечисляет имена всех знаковых деятелей в кино, и как он трогательно расстраивается, когда узнает, что посетителю нужна порнуха!).

Рефн даёт нам два взгляда на жизнь – первому, Лео, явно живётся весьма несладко, а всё потому, что его тяга к тому, чтобы «всё успеть, да поскорей» в итоге приводит к трагичной развязке. А Ленни, напротив, живёт очень умеренной жизнью и вообще старается поменьше высовываться в общество, предпочитая кино людям. В принципе, и в «Дилере» герой Миккельсена является таким «лицом», альтер-эго режиссёра – он более спокоен, у него более определенные взгляды на жизнь, в своей ограниченности обнаруживается гармония и спокойствие. Ким Бодния же стал для Рефна актёром, отождествляющим «тень» — всё то, что может сгубить человека, в нём воплощено. И заявления о том, что он – «тёмная сторона Рефна» небеспочвенны. В фильме изредка за кадром фигурирует фигура матери девушки Лео, которая пытается как-то вывести эту неспокойную парочку на безопасную дорогу – и тот факт, что режиссёр посвятил эту картину своей матери, в этом контексте явно неслучаен.

В этом фильме Рефн впервые стремится «выразить себя» через персонажей, в «Истекающем кровью» чувствуется нечто очень личное для самого режиссёра, ну а некоторый поучительный тон картины (в целом присущий Рефну) выявляет в фильме некую сублимацию переживаний творца. Через насилие он говорит о том, что насилие – не выход. Потому мы предлагаем вам оценить этот, безусловно, любопытный фильм, со своей атмосферой, а также зарождающимся фирменным стилем Николаса Виндинга Рефна – «двойная мораль», первые черты будущей «неоново-кислотной» эстетики и наличие слабых духом людей, которые либо меняются по ходу действия истории, либо обязательно кончат очень плохо.

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!