Bloodstained: Ritual of the Night – Сколько крови попортил!

Вместе с переориентацией в 2010 году знаменитой серии платформеров на жанр слэшеров было потеряно главное, что тут ценили – фирменный геймплей. В своё время приснопамятная Castlevania 1987 года для NES (в простонародье даже величали «Дракулой») породила целое поколение геймеров, с упоением шинковавших хлыстом вампиров и подсвечники. Серия менялась – и сюжетно, и стилистически. В Simon’s Quest появилась возможность влиять на концовку, в Bloodlines борьба с вампирами происходила на фоне Первой Мировой, что привносило дополнительный колорит. Но самой радикальной (и для некоторых самой любимой) частью была Symphony of the Night для PS1, которую автор этих строк в своё время затёр до дыр на джойстике. Игра добавила многое: огромная локация, которую можно почти свободно исследовать, фамильяры-помощники, прокачка героя, разнообразная экипировка и, конечно, «перевернутый» замок на манер Silent Hill.

С этого началась история Bloodstained

Почти всё это один из создателей серии Кодзи Игараси попытался воссоздать в идейном наследнике «каслы», основанном на ином сюжете. Хотя это и громко сказано.

Начинается Bloodstained: Ritual of the Night (даже название похоже) с того, что главная героиня, симпатичная аниме-девчушка Мириам, очухивается после десяти лет сна в коме. Она – жертва алхимических экспериментов, в ходе которых её тело притягивает к себе так называемые «осколки» – части демонических существ, что были призваны в наш мир алхимиками же. Пока она мирно посапывала, некогда изгнанные твари успели повторно вторгнуться в наш мир, руководимые другим «осколкнутым» по имени Гебель. Миролюбивая Мириам должна закрыть портал, призвавший огромный замок, из которого вся нечисть и прёт, а также переманить собрата по несчастью на светлую сторону. Что не помешает ей навалять демонам по самый девятый круг ада.

Главная героиня весьма недурна собой

Именно схватки (особенно на первых порах) – едва ли не лучшее, что есть в игре. Мириам владеет мощным арсеналом самого разнообразного оружия, на которое нет никаких ограничений. Каждое используется по-разному: пистолеты с мушкетами слабы, но позволяют избежать близкого контакта, копьё медленное, но бьёт мощно и тоже на расстоянии, хлыст действует по площади и хорош против летающих врагов, и так далее. Не стоит забывать и о ещё одной особенности геймплея – тех самых осколках, которые время от времени «выпадают» из врагов и дают игроку определённые силы. Осколков много, и не все одинаково полезны, а некоторые даже одинаково бесполезны: например, файербол, который в пылу сражения не всегда удобно применять, да и не практично, потому что он банально слаб. Осколки можно собирать, «копить», усиливая способность и продавать – некоторые из них даже влияют на концовку игры.

Какой клон Castlevania без хлыста?

В любом случае, способности дополняют неплохую боевую систему. Каждый игрок найдёт свой собственный стиль боя, хотя иногда полезно их комбинировать – особенно в схватках с главарями, которые необычайно сильны. Тут боёвка раскрывает свой потенциал на всю катушку. Каждая схватка превращается в смертельный танец, в котором главное – запомнить алгоритмы врага и изящно порхать, как летучая мышка, жаля, как Алукард.

Враги – ещё один жирный плюс игры: их много, они разнообразные и требуют индивидуального подхода. Попадаются совсем уж неожиданный экземпляры: летающие свиньи, например, а то и рогатые инфернальные котики на треть экрана. Тут, правда, создатели усложнили жизнь игрокам там, где их об этом не просили. Выйдя за пределы «комнаты», вы натыкаетесь на ровно тех же самых мобов, что убили до этого. Сделано это для тупейшего гринда, чтобы смотивировать игрока накопить побольше экспы. Но в итоге набор уровней скатывается к тому, что вы просто банально «закликаете» очередного забористого вражину или босса быстрее.

Как и положено, некоторые боссы в игре просто огромные

Вообще, мечтая сделать «ту самую» олдскульную метроидванию, Игараси настолько увлёкся воссозданием классических элементов, что решил перенести в игру 2019 года многие элементы из игры года 1997, которые ныне делают её неиграбельной для всех, кроме прожжёных фанов старых консолей.

Bloodstained – игра чертовски недружелюбная к пользователю и совершенно незаинтересованная в заботе о нём, даже на уровне интерфейса. Представьте себе: чтобы посреди боя выпить зелье, восстанавливающее здоровье, необходимо залезть в инвентарь, открыть соответствующую вкладку, отыскать необходимое зелье и только после этого осушить заветный бутылёк. Мириам – не Ведьмак или Драконорождённый, карманы у неё бездонны, сундуки полны предметов, а потому совсем скоро игрок начинает тонуть в тоннах полезного (и не очень) хлама, в котором найти нужную вещь – отдельная задача.

Этот пример очень хорошо иллюстрирует исполнение игры в целом: здесь есть много хорошего, действительно хорошего контента, к которому порой приходится продираться через нагромождения архаичных «признаков классической каслы». И кричать «олды здесь» не корректно: олды уже давно научены тому, что казуальщина и удобство – далеко не одно и то же.

Игра словно специально мешает наслаждаться ею. Например, тут дико неудобная карта, по которой ориентироваться без физических страданий практически невозможно: её постоянно приходится скроллить, чтобы найти местонахождение игрока, а ключевые комнаты отмечены криво и косо. Учитывая то, что большую часть времени игроку предстоит провести за исследованием замка, это выглядит настоящим издевательством.

А исследовать его интересно: он действительно огромный, в нём есть множество потайных комнат, секретных закоулков и альтернативных путей. В сундуках, раскиданных везде, где только можно, лежит много барахла, из которого можно собрать новое оружие, приготовить еду, добавляющую плюсы к характеристикам (пригодится в схватках с боссами) и даже, представьте себе, засеять пшеницу! По всей территории расставлены книжные шкафы, в которых можно найти немного информации по лору игры, а также комбинации разнообразных комбо-ударов.

Разумеется, кое-где пройти сразу невозможно – придётся приобрести соответствующие навыки. Вы даже можете искупаться в ванной из крови и подстричься у демонического парикмахера! Кастомизация персонажа тут весьма богатая.

Один из самых красивых кадров в игре

При этом у игры есть элементарные проблемы с тем, что делает её игрой – геймплеем. И это, пожалуй, самая большая проблема. Недружелюбный интерфейс можно пережить, но когда ты банально не понимаешь, что игра требует от тебя в данный момент, в каком направлении двигаться и каких вообще целей нужно достигнуть – это реально бесит.

Есть огромный замок, исследуй на здоровье – но приятному исследованию мешают по старинке расставленные в неведомых местах комнаты сохранения. До которых порой приходится доходить, вырубив при этом пару батальонов рядовых монстров, расположенных в одних и тех же местах. А когда такой путь приходится проделать по пути к очередному боссу, на котором гибнешь стабильно от раза к разу – трудно передать, как сильно это раздражает. Также поражают своей убогостью второстепенные задания от выживших жителей сожжённого демонами посёлка: «убей 5 этих монстров», «убей 10 других монстров», «убей 2 очень страшных монстров». И вы даже не можете взять их все сразу – приходится выбирать каждое по отдельности.

Те, кто играл в Curse of the Moon, встретят и других знакомых персонажей

Кто-то скажет – хардкор. А я скажу – рудиментарность. Это не «вызов игроку», не «сито, через которое отсеются неподготовленные». Хороших, достойных метроидваний за последние годы вышло достаточно – Hollow Knight, Salt And Sanctuary, и другие. И они вполне хардкорные – вспомнить хотя бы сумасшедше сложную Rain World.

Конечно, абсолютный и безоговорочный фанат Castlevania может и будет мазохистски продираться сквозь тернистый интерфейс, радостно крошить в труху демонических пёсиков и зарисовывать каждую локацию на бумажке, как во времена NES, чтобы не сверяться по неудобной карте каждые две минуты. И терпеть откровенно неказистую графику.

Да, переезд в 3D не дался легко. Несмотря на отличную стилистику (местами Bloodstained выдаёт шикарные задники), в игре совершенно ужасная анимация. Смотреть, как Мириам не бежит, а будто плывёт по полу, или как рогатый котейка сверкает размытыми текстурами, скрытыми под слоем селл-шейдинга – немного вырвиглазно.

Да и вообще эта анимешность игре не всегда на пользу: выглядит стильно, но вот крупные планы в роликах выглядят откровенно дёшево. Зачем было городить такой огород и почему нельзя было сделать хорошую 2D-графику – вопрос не праздный. Но ответа на него мы, конечно же, не получим.

Хотя бывают в игре и красивые ролики

Зато получили типичное «от фанатов для фанатов». Только в этом случае – «от кумира для фанатов». И ругать игру не очень хочется, но приходится. Ей есть, чем порадовать: отличная боёвка, интересные боссы, яркий стиль и общая схожесть с Symphony of the Night.

Но ценой этому будут откровенно недружелюбный интерфейс, назойливое закликивание врагов ради опыта, неопрятная графика и общая монотонность процесса. Сюжета интересного тоже не завезли – он нужен больше за тем, чтобы оправдать беготню по замку.

Если вы истосковались по олдскулу – это то, что доктор прописал. И тут два варианта: либо наиграетесь на всю оставшуюся жизнь, либо поймёте, что ностальгия бывает и по-своему вредна.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!