Шпионский мост — Долой геополитику!

Год шпиономании и осень исторических драм идеально будет завершить новой картиной Стивена Спилберга «Шпионский мост». Пусть здесь нет весёлого джеймсбондовского боевика, диалоги держат в напряжении не хуже, даже если лично для вас «конец немного предсказуем».

bridgeofspies01

Юрист Джеймс Донован (Том Хэнкс) берётся защищать самого ненавистного человека США — раскрытого советского шпиона Рудольфа Абеля (Марк Райлэнс). Эта работа не более чем формальность, призванная показать, что в стране свободы даже такой человек, как вражеский агент, может получить первоклассную защиту в суде. Однако восхищённый стойкостью Абеля Донован приступает к работе слишком серьёзно и не только отыгрывает свою роль в суде, но даже добивается смягчения наказания, несмотря на давление общественного мнения. И когда лётчик Фрэнсис Гэри Пауэрс отправится на сверхсекретное задание, а студент Фредерик Прайор попытается вывести девушку из Восточного Берлина, прозорливость Донована придётся на редкость кстати.

Фильм делится ровно на две половины. Судебный процесс в первой мог бы наскучить, не будь в нём множества важных монологов как об американском укладе жизни, так и о более глобальных темах. Выверенность, с которой они написаны, не делает их слишком показушными и отнюдь не мешает органично вписать в повествование. Кое-что можно бы разобрать и на цитаты. И в тот момент, когда закрадываются опасения, неужели в таком же духе пройдёт ещё час до финала, который всё равно известен, размеренное действие прыгает в Берлин и в разы увеличивает темп. Количество втянутых в историю людей резко возрастает, плетутся трёхсторонние интриги, где-то далеко маячат две сверхдержавы, а маленький человек Джеймс Донован лавирует между чужими интересами, пытаясь привести всё к взаимовыгодному варианту.

bridgeofspies04

Как на многие другие исторические драмы, на «Шпионский мост» лучше идти, зная лишь в общих чертах, чем закончится история, иначе весь фильм будете отвлекаться на несостыковки. Что-то драматизировано, где-то переставлены даты. Ну да, зимний Берлин смотрится выигрышнее августовского на контрасте с солнечным Бруклином, а если герои не подвергаются опасности, кому-то станет скучно следить только за игрой умов. Главное, что фильм обходится без явной клюквы. Стоит признать, что не попавший в российский прокат «Номер 44» был несусветной аномалией, а в остальном год порадовал вменяемыми русскими в крупных фильмах — «Агентах А.Н.К.Л.» и «Жертвуя пешкой». «Шпионский мост», конечно, балансирует на грани осуждения и нейтрального взгляда на СССР, но восхищается отдельным человеком, и тут ему очень помогает смещение фокуса. Коммунистическая и американская системы не раз сталкиваются лбами, явно или не очень, однако в центре сюжета — ценность жизни отдельного человека, будь он советский шпион или американский студент. И именно люди всё-таки находят компромисс там, где пасуют государства. Очень здорово, что такой фильм выходит сейчас, когда кажется, что мир летит в тартарары, но досадно, что вряд ли им заинтересуются за пределами Штатов.

bridgeofspies03

«Шпионский мост» не только два фильма в одном — в нём ещё множество вставок-примет времени. Не все оказываются развешанными на стене ружьями, но все работают на создание фона. Вот Донована встречает сын с подробной инструкцией, как выжить в случае ядерного удара (этот эпизод Спилберг позаимствовал из своего детства), вот безумно красивый кадр с использованными лампами фотовспышек на полу, вот камера летит вдоль строящейся Берлинской стены прежде чем найти ещё одного важного для сюжета героя. Над фильмом работала команда, хорошо режиссёру знакомая. Том Хэнкс уже снимался у него в «Спасти рядового Райана» и «Терминале». Монтажёр Майкл Кан работал со Спилбергом ещё до «Списка Шиндлера», но после «Списка» он и оператор Януш Камински стали прямо-таки неразлучны, засветившись в титрах каждого важного спилберговского фильма. «Шпионский мост» снят идеально и демонстрирует полный набор приёмов съёмки. Сцены перетекают друг в друга или прерываются затемнением, рифмуются действием или смыслом, камера задерживается на до миллиметра выверенном кадре, или чуть покачиваясь следует за главным героем, а картинка дополнена саундтреком от Томаса Ньюмэна. Не случайно работу Камински уже отметили на Hollywood Awards. Всё идёт к тому, что конкуренция в «Оскаре» за операторскую работу будет жаркой, ведь не отстают Эммануэль Любецки с «Выжившим», Роджер Дикинс с «Убийцей», а в пятёрку номинантов пророчат также Джона Сила с «Безумным Максом» и Кэри Фукунагу с «Безродными зверями». Может получиться самая интересная номинация 88-ой церемонии, не пропустите!

bridgeofspies02

Субъективно, пропустить «Шпионский мост» можно лишь в одном случае — если «шпион» у вас ассоциируется только с классической бондианой и вы ожидаете чего-то подобного. Тогда лучше сходите ещё раз на «Спектр». В остальном, направились ли вы на новый фильм Стивена Спилберга или посмотреть на новую роль Тома Хэнкса, цените ли операторскую работу или саундтрек, любите ли исторические драмы или предпочитаете интеллектуальную битву рукопашному бою — в «Шпионском мосте» будет всё и немного больше.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!