Кальвин и Хоббс — Тигриные мудрости

2016-06-04_19-45-26

Этот мир полон соблазнов. Тем более мир комиксов, где чем дольше путь к славе, тем сильнее желание, наткнувшись на золотую жилу, выработать её до конца. Представьте: вы автор популярнейшего комикса. За плечами у вас годы тяжёлой работы и войны с редакторами. Впереди — многомиллионные контракты на фильмы, продажи игрушек, вашими персонажами готовы заклеить всё, просто скажите «Да». Истории известен по крайней мере один художник, который твёрдо настоял на «Нет». И речь не об Алане Муре, требующем не упоминать его в титрах экранизаций. И не об Эрже, запретившем на 70 лет после своей смерти продолжать серию о Тинтине. Вовсе не о них. Билл Уоттерсон, автор «Кальвина и Хоббса», отказался подписывать любые контракты на побочную продукцию. Официально можно издавать книги и только книги.

2016-06-04_17-21-16

Понять, почему автор принял такое решение, легко, прочитав хотя бы один сборник стрипов. Возможно, кто-то уже натыкался их в детстве, когда их раскрашенные версии выпускал «Классный журнал». Благодаря Zangavar «Кальвин и Хоббс» теперь выходят в оригинальном виде, причём третья книга должна выйти в 2016 году.

Эти газетные стрипы выходили ежедневно в течение 10 лет, за которые герои не состарились ни на год, а дети так и не перешли в следующий класс. Но если бы в них рассказывалось только о школьной жизни, вряд ли бы они вошли в золотой фонд американского комикса. Кальвину 6 лет, у него обычные родители, неуёмная фантазия и тигр по имени Хоббс. Родители считают, что это игрушка, но Кальвин-то знает, что Хоббс живой и говорящий, а ещё — очень страшный хищный зверь. Вместе они то проявляют недюжинный по годам ум, то слепо идут на поводу рекламы, то просто хулиганят. Четырёхкадровый формат, с одной стороны, страшно ограничивает художника, что Уоттерсона как раз страшно раздражало; с другой — позволяет легко менять тему и поднимаемые вопросы сколько угодно раз за месяц. От чисто визуальных шуток и каламбуров до микроисторий, от которых больше грустно, чем смешно, — такие переходы здесь абсолютно нормальны.

2016-06-04_17-41-21
Если в кадре появляется кто-то кроме Кальвина, то Хоббс — всегда игрушка

Конечно, что-то подобного и стоит ожидать от комикса, главные герои которого названы в честь богослова Жана Кальвина и философа Томаса Гоббса. Здесь вам даже процитируют Иммануила Канта, ведь почему бы в самом деле не процитировать Канта — комикс про ребёнка не значит «детский комикс». С ним обращаться можно по-разному. Можно прочитать всё вышедшее в один присест, пока не надоест. Можно читать по странице в день, будто это по-прежнему стрип в газете. Можно раскрывать на случайной странице и искать совет на сегодня. Можно подарить родственникам, друзьям, детям друзей. Способы применения «Кальвина и Хоббса» безграничны — это одна из тех универсальных вещей, которая подходит любому возрасту и не требует умения читать навороченные комиксные страницы. Не более четырёх кадров (по воскресеньям — больше и в цвете), простых прямоугольных кадров, выверенных так, что в них невозможно запутаться.

2016-06-04_17-33-10
Та самая цитата из Канта

Конечно, сразу вспоминается «Снупи» (Peanuts) Чарльза Шульца — тоже общепризнанная классика, тоже школьная жизнь, тоже грустные, почти философские стрипы. Но авторы их находятся на полностью противоположных полюсах. Детище Шульца растащили на красивые картинки, игрушки. Уоттерсон не хотел подобной судьбы для «Кальвина и Хоббса», его позиция проявлялась и в самом комиксе: не раз и не два он с издёвкой проходился по бесконтрольному потреблению, выкачиванию денег из родителей через детей. Дать после этого согласие на любую продукцию по мотивам значило бы для него предать собственные убеждения и всё равно что признать: «Да, это были просто забавные картинки на последней полосе газеты, ничего более».

2016-06-04_17-24-37

Уоттерсон не просто отказался от дополнительной прибыли, он ещё и нашёл силы закончить серию. Её можно было бы тянуть бесконечно долго, вплоть до самой смерти. Но однажды вышел последний, самый последний стрип. С тех пор Билл Уоттерсон почти не делал коммерческих иллюстраций. Самым громким исключением стали несколько гостевых стрипов в Pearls Before Swine Стефана Пастиса — пожалуй, одного из немногих оставшихся «хулиганов» американского газетного комикса. Непохоже, что глядя на многочисленные экранизации комиксов, он вдруг передумает и одним махом подпишет ранее отвергнутые договоры. Не сказать, что на популярности «Кальвина и Хоббса» это сильно сказалось — он всё ещё относится к той классике, которую должен знать каждый уважающий себя любитель комиксов, а уникальная в своей твёрдости позиция автора только добавила ему внимания.

calvin-inst

Благодарим издательство Zangavar за предоставленные для обзора книги.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!