Civilization VI — Прогресс неизбежен

Многое случилось в мире за последнюю четверть века: одно техническое новшество приходило на смену другому, что-то набирало популярность, что-то забывалось, сменялись поколения. Многое изменилось, кроме одного — любви игроков к серии Civilization, отметившей в этом месяце 25-й день рождения. Неважно с какой номерной части начинать знакомство с «Цивой» — эта игра способна поглотить вас на десятки, если не сотни часов. После первой бессонной ночи за партией в Civilization становится предельно ясно, что двадцать пять лет — это совсем детский возраст для такой всепоглощающей серии. Игра уже на полках магазинов, а значит самое время рассказать, чем она в этот раз затянет на бессчётное множество часов вплоть до выхода следующей части.

2

Civilization VI — ровно та самая игра, которую вы уже знаете, если хоть раз запускали одну из номерных частей. Основы, заложенные ещё в самой первой «Цивилизации», не изменились ничуть. Вам всё так же предстоит взять под управление одну из почти двух десятков наций и провести её через весь путь культурного, религиозного, военного и экономического развития. Начиная с каменного века и изобретения колеса, вы постепенно приведёте свой народ к светлому будущему… пусть порой оно будет стоить взрывов нескольких  ядерных бомб. Самое поразительное, что при всей комплексности и многообразии, Civilization умудряется быть на удивление простой игрой для освоения, а благодаря определённому шарму и духу приключений, становится и вовсе отличной отдушиной для самого широкого круга игроков.

Самое заметное изменение по сравнению с предыдущими частями бросится в глаза ещё до того, как вы успеете сделать хотя бы один ход — новый внешний вид. Новая Civilization теперь выполнена в мультяшном и очень приятно стилизованном виде. Безусловно, уже на этой стадии найдётся множество недовольных, но именно благодаря новому внешнему виду Civilization VI стала выглядеть и ощущаться на порядок жизнерадостнее и ярче.

5

Исследование карты всегда было особо интересным занятием в Цивилизации. Вот вы нашли дружественное поселение, которое передало секрет ещё не освоенной технологии, а вот наткнулись на лагерь варваров, который уже выслал отряд терроризировать одно из ваших поселений. Поиск других цивилизаций, чудес света, разведка полезных ископаемых — обычный, но неуловимо увлекательный процесс на ранних этапах игры. Благодаря стилизованной картинке складывается ощущение, что вы путешествуете по ожившей карте эпохи великих географических открытий.

Особое место в Civilization всегда отводилось городам, но если раньше они занимали лишь крохотную часть территории страны, то теперь разрослись куда значительнее. Районы — одно из фундаментальных изменений в новой «Цивилизации». Если раньше город со всеми небоскрёбами, храмами, банками, памятниками и пирамидами занимал ровно одну ячейку на карте, то теперь для каждого специализированного района потребуется отдельное место. Допустим, вы решили развивать в городе N науку, тогда нужно построить научный район, внутри которого со временем можно построить всё более совершенные здания. То же относится к религиозным районам, территориям под производство, торговлю, культуру, мореплавание, военное дело и т.д. Но! Всегда важно держать в уме план на будущее и иметь представление о том, в каком именно направлении вы хотите развивать тот или иной город. Количество районов ограничено населением и просто-напросто территорией.

7

Кстати, если говорить о населении, то в новой игре нас встречают небольшие, но приятные изменения. В пятой «Цивилизации» не составляло труда основать город, скажем, в пустыне, однако в Civilization VI всё уже не так просто. Новым важным показателем стал доступ города к пресной воде. Тем не менее даже полное отсутствие питьевой воды не означает, что поселение обречено на голодание — всегда можно построить акведук, под который теперь также выделяется отдельный район. Помимо прочего жителям ваших городов нужно где-то селиться, а строительство новых производств и ферм — самый простой способ создать дополнительные жилплощади для вашего поселения. Позже в игре вам будут доступны целые пригороды — отдельные районы, предназначенные исключительно для проживания граждан.

В Civilization VI вы больше не найдёте рейтинга счастья империи — ему на смену пришёл показатель довольства каждого отдельного города. А определяется этот показатель прежде всего обеспеченностью едой, пресной водой и жильём. Согласно внутренней энциклопедии, недовольные города могут взбунтоваться и устроить собственное государство с блэкджеком и всем остальным, но… за всё то время, что я провёл в игре, ничего подобного я не встречал.

4

Между городами можно и нужно прокладывать торговые маршруты. Помимо очевидных бонусов к деньгам, очкам культуры, науки и религии, торговые караваны также прокладывают дороги, по которым передвигаться и быстрее и безопаснее. Поначалу это всего лишь тропки на лугах и в лесах, но позже они превращаются в железнодорожные пути и автомагистрали.

Как и прежде, чтобы исследовать новые технологии, вам нужно тратить очки науки, но в Civilization VI стиль игры также непосредственно влияет на технологический прогресс. Например, основали вы поселение на берегу моря — вот у вас уже плюс 50% к скорости исследования мореплавания. Убили несколько отрядов варваров — значит разбираетесь в военном деле, и времени на исследование определённых технологий потребуется меньше.

9

Что касается культуры, то она была серьёзно переработана. Накопленные культурные очки необходимы для открытия новых политических институтов. Каждый из них предоставляет доступ к своим бонусам, которые в игре представлены в виде карточек. В зависимости от типа государственного устройства, количество ячеек под карточки разных направлений будет отличаться. Например, если вы в начале игры выбрали развитие античной демократии, то сможете использовать больше институтов экономики и культуры, но под военное дело не появится ни одной ячейки. Подобное устройство политики и культуры позволяет подстраивать экономику нации под сиюминутные нужды, делая её гибче и устойчивей, но в определённый момент можно очень легко запутаться в десятках имеющихся карточек.

Самой большой недоработкой Civilization всегда был искусственный интеллект. К сожалению, в новой части ситуация ничуть не изменилась. Компьютерные противники просто-напросто глупые и даже не пытаются рационально распределять ресурсы, из-за чего в конце игровой сессии вы наверняка будете опережать своих оппонентов в науке или культуре, даже если не особо старались быть первыми в этих областях. Более высокий уровень сложности увеличивает начальные бонусы искусственного интеллекта, давая резкий скачок в развитии в начале игры, но вовсе не факт, что он сможет удержать полученное преимущество даже к середине сессии.

8

Тем не менее Civilization VI — самая доведённая до ума часть серии на момент релиза. Если сравнивать её, к примеру, с Civilization V, то можно вспомнить, что в первые месяцы после выхода игра страдала от отсутствия многих ключевых особенностей, которые позже были добавлены в платных дополнениях. Игра стала по-настоящему законченной только через два года после релиза. Сказать что-то подобное о Civilization VI просто язык не повернётся — это игра потрясающей глубины и простоты освоения в одно и тоже время. Это пример кропотливой ручной работы, которая всё реже встречается в мире победившего конвейера Call of Duty. Обязательна к ознакомлению!


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!