Доктор Стрэндж — Кручу-верчу, удивить хочу

Marvel's DOCTOR STRANGE Doctor Stephen Strange (Benedict Cumberbatch) Photo Credit: Film Frame ©2016 Marvel. All Rights Reserved.

Фабрика по производству «идеальных блокбастеров» Marvel Studios продолжает пыхтеть в полную мощность, штампуя всё новые хиты, слегка изменяя форму — и то в основном внешне, а не по устройству. «Доктор Стрэндж» — страшно подумать — уже 14-й фильм в составе исполина под названием MCU, и только он наконец-то вводит в вымышленный мир такую обязательную составляющую для комиксов Marvel как магия. Но придержите волшебные палочки — в понимании Кевина Файги и других «лордов» киновселенной волшебство выглядит иначе, чем можно было себе нафантазировать.

Marvel's DOCTOR STRANGE..Doctor Stephen Strange (Benedict Cumberbatch)..Photo Credit: Film Frame ..©2016 Marvel. All Rights Reserved.

Доктор Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) — один из самых одарённых хирургов, способный излечить и спасти жизнь любому, кто ещё может положиться на науку. Но кроме профессионализма Стрэндж полон высокомерия, чёрствости и других качеств, свойственных людям, с которыми никто не хочет водиться. Пациентов он выбирает по «интересности» случая, а не по тому, насколько им важна операция, и с коллегой, по совместительству бывшей любовницей, Кристиной (Рэйчел МакАдамс) обращается не бережнее, чем с дорогими часами из своей коллекции. Словом, живёт только ради того, чтобы получать славу за свершения в своей работе. Но однажды Стивен на собственной шкуре доказывает, что karma is a bitch и попадает в жуткую аварию, косвенно из-за пресловутой надменности. И хотя врачи спасают его жизнь, происходит то, чего он боялся больше, чем смерти — карьера хирурга навсегда выскользает из трясущихся, изуродованных рук. Жизнь теряет смысл.

null

Перепробовав все известные методы западной медицины и попутно растратив все сбережения, Стрэндж оказывается в безвыходной ситуации. Последняя зацепка, история о мужчине, который встал на ноги после жуткого перелома спины, приводит его в Тибет, где он находит «секту» людей, со спокойным лицом рассказывающих о мистических практиках, мультиверсе и других фокусах-покусах. Возглавляет этот кружок магов некто Древний учитель (Тильда Суинтон), которая лично приветствует отчаявшегося Доктора и вполне внятно и спокойно рассказывает, что да как. Но Стивен Стрэндж при всём своём гении показывает невероятную узколобость, отказываясь верить в магию — и это при том, что он живёт в нескольких кварталах от Башни Мстителей. Героиню Тильды такая реакция не смущает — она отправляет бородатого скептика в демонстрационный пятиминутный трип по другим измерениям. Слэнг наркоманов в данном случае не преувеличение — выглядит «Доктор Стрэндж» действительно психоделично.

dhynf2va-1

Спецэффекты — вот о чём этот фильм. Marvel Studios сотрудничает с Industrial Light & Magic уже много лет и в честь такой долгой дружбы Marvel, видимо, решила подарить коллегам целый фильм в качестве игровой площадки. Удивительно было осознать, что те «нолановские» кадры с крутящимися улицами города были даже не из кульминационной битвы. Нет, в «Стрэндже» и пяти минут не проходит без того, чтобы кто-нибудь не покрутил стены, поменял центр гравитации, сложил здание гармошкой, бесконечно растянул коридор или просто запустил эффект калейдоскопа на всех окружающих поверхностях — для красоты. И то, что первые полчаса (или даже час, если вы так же тепло относитесь к Marvel, как я) действительно будоражит разум и удивляет, позже приедается. Да, спецэффекты здесь выполнены идеально с технической точки зрения, а отдельные сцены поставлены очень красиво. Но VFX-фокусы нужны для того, чтобы украшать историю или рассказывать её: они должны быть средством, а не сердцем фильма. И что же станется с «Доктором Стрэнджем», если содрать эту ослепительную, завораживающую своей красотой обёртку, и взглянуть на суть?

oeu4fywm-1

Представьте, как выглядел бы «Гарри Поттер», если бы список заклинаний в нём урезали до трансгрессии, щита, и пары опций по искажению пространства, а основной атакой магов было бы использование волшебной палочки в качестве очень длинной заточки (магической, ага) — вот примерно так и выглядит быт боевых магов в MCU. Экшен, которого тут очень, очень и очень много, по-разному заигрывает с пространством и временем, из-за чего декорации боёв ведут себя по-разному. Но сами бои, за исключением двух оригинальных сцен, выглядят одинаково: сумасшедшие в мантиях играют в салочки на крутящихся улицах мегаполисов, пытаясь проткнуть друг друга магическими сосульками, периодически прыгая по порталам. Не очень-то и изобретательно.

zkvhvobv-1

Тем ироничнее, что фантазия в использовании магии ярче всего проявляется в гэге из сцене после титров — сценарий которой наверняка написал приглашённый на площадку Дэн Хармон (создатель «Рика и Морти» и «Сообщества»). И тут назревает вопрос: почему Marvel пригласила Дэна в качестве «консультанта по написанию межпространственных историй», а не назначила режиссёром вместо Скотта Дерриксона? Ответ, правда очевиден: Хармон снял бы нечто слишком выделяющееся на фоне других фильмов студии и повторилась бы история с «Человеком-муравьём» и Эдгаром Райтом, ушедшим из проекта из-за нежелания утрамбовывать творческое видение в формочку Marvel.

null

И вот так на экраны вышел очередной «идеальный» блокбастер, который безо всяких рисков продаёт массовому зрителю идею того, что «магия — это круто» . По крайней мере пытается это делать. Но он трусливо обходит реальные творческие риски, заботясь лишь о собственном внешнем виде. И о музыке, кстати — Marvel кто-то рассказал, что к фильмам иногда пишут оригинальные саундтреки, а не берут невнятные сэмплы из универсальной библиотеки «любой голливудский блокбастер». Такое увлечение игрой со спецэффектами идёт во вред развитию персонажей: здесь вроде бы намечена внутренняя борьба Стрэнджа с самим собой, но всё завалено грудой экшена — красивого и по большей части бесполезного. И примечательный актёрский состав (главного злодея в исполнении Мадса Миккельсена даже не получается вписать в текст рецензии) оказывается задействован от силы в половину от своих способностей.

doctor-strange-image-1

«Доктор Стрэндж» — это аудиовизуальный аттракцион, который всё-таки стоит посмотреть на большом экране (желательно в IMAX), чтобы насладиться всеми технологическими достоинствами современного Голливуда. Но как фильм это лишь ещё один продукт формулы Marvel: не «Железный человек», потому что нет той новизны и харизмы, и не «Начало», потому что хоть технически здешние спецэффекты и ушли намного дальше, но значения для повествования лишились напрочь. Это кино неплохое, но стерильное, созданное, чтобы нравиться, а не выражать себя — от Marvel Studios в 2016 году всё-таки хочется и нужно требовать большего. Потому что у них есть всё, чтобы снимать крутые ленты (вспомнить хоть тех же «Стражей галактики»), и показывать такую трусость даже не в важном кроссовере, а в сольном фильме — ну, стыдно, что ли.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!