Восьмой сезон «Игры престолов» — Разбор ФИНАЛА СЕРИАЛА

Рекапы: на первую серию, вторую, третью, четвёртую. И пятую.

СПОЙЛЕРЫ! Хотя что с ними, что без них…

Сериал – всё. Демократия победила. Смерти любимых персонажей и завершение всей истории были встречены без особых эмоций. Ни в какое сравнение с полуфиналами этого розыгрыша Лиги Чемпионов – футбол, внезапно, оказался в разы интереснее и качественнее «Игры престолов». Но тут не могло случиться иначе.

Вариантов концовки было много, сюжет можно было бы развить по совершенно невообразимым траекториям, над чем славно поработали фанаты, прописав не одну тысячу теорий. Хотя, по сути, исходов могло быть несколько – провокация с драмой, традиционное сказочное фэнтези с героями или просто конец мира, эпохи и конец этой истории мира Вестероса. Общий знаменатель тут не сделать. Поэтому стольких зрителей сериал и разочаровал в итоге – создателям пришлось балансировать на грани и пытаться связать воедино все эти составляющие. Иначе бы их всё равно обвинили в банальности и творческой импотенции.

Сериал сам себя загнал (вместе со сценаристами) в безвыходное положение. Книг ещё нет, драконы жрут и жгут бюджет, экранного времени мало, а героев – чертовски много. Нужно как-то увязать всё вместе, потому что никто не даст снимать сотни сезонов по сто серий в каждом. Выход – сокращать и упрощать, резануть всё лишнее и оставить лишь наиболее важное и необходимое. Только так можно было бы переложить описанный Мартином эпос в видеоформат.

И началось всё это примерно с пятого сезона. Смерть Барристана Селми вразрез с книгами – первая весточка того, что начались трудности. Сериал взлетел на невообразимую планку качества, вовлечённости и популярности, но просто не смог там удержаться до финала. А финал истории, напомним, мог бы быть только один. А не сразу и всё.

Провокации в «Игре престолов» были постоянно, именно благодаря им сериал и стал известен. Хотя в историю изначально были заложены и традиционные для фэнтези образы – семья Старков и средневековые королевства, девочка без трона и мальчик-бастард, драконы и древнее таинственное зло.

Раз говорим о фэнтези, значит должен был бы быть предсказуемый хэппи-энд, как во «Властелине колец», когда на трон сел Арагорн. Но наш сериал же всегда старался подрывать основы канона, делать те самые провокации. Зрители именно это полюбили – непредсказуемость, интриги и шок во время титров. Любой персонаж мог предать и стать основным героем повествования. Его потом тоже скармливали псам или резали глотку, сжигали или заваливали камнями. Причём делали это те герои, за чьей жизнью с первых серий мы и наблюдали. От лишних персонажей со временем избавились, взяв курс на то, что казалось наиболее логичным – просто завершить историю. Это было необходимо.

Поэтому историю и стали заканчивать, причём особенно активно именно в последнем сезоне. При этом отмели другие варианты – с героями, добившимися всего и севшими на трон, и внезапными разрушениями канонов, которыми славился сериал. А также массу лишнего – пророчества об Азоре Ахае, линию Миерина и Дорна, и многое-многое другое. Если попасть в яму, где лежит лестница – не стоит ждать магии и волшебства, внезапной помощи или предательства, смерти или безумства. Даже воскрешение Станниса не поможет. Нужно просто приставить эту лестницу и выбраться на поверхность, чтобы пойти по своим делам.

У «Игры престолов» получилось сделать две вещи – подсадить на себя весь мир и в то же время самолично искусственно погасить интерес к проекту. Правильно сказал Тирион, что настоящий компромисс возможен, когда все недовольны.  

Просто всё встало на свои места. Гражданские войны за трон окончены (да и трона больше нет), эпоха феодальной раздробленности завершена, одичалые возвращаются домой, а безупречные за море, Север получил независимость (пусть и по блату – Санса договорилась), главные герои живы. Бриенна стала лордом-командующим Королевской Гвардии и закончила в книге братьев страничку Джейме, Бронн получил замок и титул, Тирион остался на своём месте, Джон погладил Призрака и навечно ушёл в Ночной Дозор, Сэм надел цепи архимейстера, а Брана выбрали королём. Чем не логичная концовка героического фэнтези? Безумие и «внезапное» убийство Дейнерис – чем не провокация? В итоге то всё получилось красиво, пусть скомканно и нервно. В какой-то степени даже скучно и обыденно, ни в какое сравнение с предыдущими сезонами.

То есть мы имеем исход «Всё сразу». Конец истории. Конец сериала. Конец игры. Причём без особых эмоций. Потому что действительно хорошая концовка – это что-то одно, пусть за это «одно» сценаристов и будут ненавидеть сторонники иного исхода. Связать сразу три варианта – что и вышло в сериале – оказалось довольно блеклым и вялым решением. Был, конечно, ещё самый простой исход – тотальное уничтожение всех Королём ночи, разрушение континента и полное забвение. Только какой смысл? Патовая ситуация… И корни лежат ни разу не в последнем сезоне, а в целом в подходе (надобности?) к экранизации книги и самом жанре. Баланс тут не найти. Любой исход был бы плох. Потому что это, в любом случае, конец. После которого не будет ничего. Кроме, разве что, приквелов и спин-оффов, других сериалов и других выдуманных миров. Но жить лучше в том одном, в котором мы сейчас.

P.S. Мой дозор окончен. Жду книгу.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!