[Рецензия ГНУСа] Годзилла — Она прошла как каравелла

Давайте начнём с того, что «Годзилла» всё-таки хороший фильм. Красивый, местами запоминающийся, время от времени даже драйововый. Но, господи, какой он всё-таки тупой. Говоря по правде, даже выключив мозг и «правильно» настроившись на попкорн-блокбастер, при просмотре это так же невозможно игнорировать, как и Годзиллу в самом центре Сан-Франциско.

По правде, фильм должен был быть о злобной природе русских или китайцев, которые вовсю мешают применят американским военным самое страшное оружие — логику, а вовсе не о естественном отборе. Хотя стоп, как раз о естественном отборе наций, наверное, и повествует данное кино, хотели того создатели или нет. Иначе как еще объяснить тот факт, что на всем его протяжении герои занимаются тем, что создают на свою голову проблемы, а потом доблестно пытаются их решить. Тут ведь как: если на фоне твоей картины опус Эммериха, особенно на ту же тематику (и с тем же названием) смотрится более логичным, стройным и научным, то у вас, господа сценаристы, большииие проблемы.

Итак, как мы уже упоминали выше, американские военные демонстрируют чудеса героизма, пафоса, тупизны и некомпетентности. И если фильмы Бэя почти приторно патриотично лижут доблесть, ум и пафос Американской Армии, то новая «Годзилла» — антипатриотична, сродни эфиру очередного фильма Майкла Мура.

kinopoisk.ru

К примеру, Морские Котики, пафосно побежали ИЗНУТРИ осматривать бункер в Неваде, чтобы обнаружить удивительное. Из горы, в которой расположен склад ядерных отходов, исчез приличный кусок, а рядом с дырой как ни всё не бывало уже битый час кружит вертолёт. Это называется «незаметный побег ГНУСа». С режимного охраняемого военного объекта, прошу заметить. Умеет армия США грамотно расставлять приоритеты, проводить разведку на местности и вообще время тратить. Какой они там год в Афганистане уже? Хотя это всё мелочи на фоне самой главной сценарной зарубки картины, которая успешно пускает под откос весь фильм. Не будем говорить как и зачем — по ГНУСам и Годзилле военные США реашют шарахнуть ядерной бомбой. Как вы думаете, даже с поправкой на EMP-взрыв (электромагнитный импульс, гадящий электронике), каким образом нынче (да и в целом последние этак полвека) модно доставлять ядерные боеголовки? Ракетоносителями, да? Это которые СРЕДСТВА ДОСТАВКИ? Вы ещё скажите баллистическими ракетами, которым не сильно-то нужна электроника после вывода на орбиту, причём даже с аналоговым таймером, если сильно припрёт? На крайняк есть ещё почти-стратосферные стратегические ядерные бомбардировщики, но мы опустим эту тонкость, для сценаристов большинства массовых «кин» это запредельный уровень владения армейской тематикой. У нас для вас скверные вести, друзья! В реальности фильма «Годзилла» в российско-американских отношениях что-то катастрофически не заладилось и абсолютно все ракетоносители ядерных бомб в США перестали летать. Либо российских движков нет, либо свои потеряны, аки те знаменитые полимеры. Равно как и спутники слежения решили составить компанию нашей подводной ГЛОНАСС-групировке. От того бравая Лучшая Армия Планеты отправляет ПОЕЗД с БОЕГОЛОВКАМИ с МИНИМАЛЬНЫМ ПРИКРЫТИЕМ в Сан-Франциско, презрительно плюнув на разведку территории и просчёт траектории движения монстра. Ну а что может пойти не так, когда у тебя по полям и лесам бродит чудище, жрущее всё радиоактивное? Да ничего, подумали еле вылезшие из Вьетнама американские генералы. И даже когда военщина всё-таки еле-еле довозит бомбу на точку, грузит она его на судно, идеально уязвимое для EMP, ко всему в добавок электрическим погрузчиком. И военная техника конечно же в запасниках осталась исключительно цифровая, совершенно не экранированная, потому падает и взрывается около монстров вообще всё. Можно было бы списать это на зрелищность, да. Но легче от этой мысли на фоне общего «тупняка» ну вот ни капли не становится.

Людишки бегают, копошатся, пытаются отмазаться от дерьма, которым сами себя и вымазали, кричат о спасении человечества, пока сверху доисторические монстры мутузят друг друга. В сторону, никчемные насекомые, тут альфа-хищники восстанавливают природное равновесие. В конце концов, суетливое исправление косяков американских военных не оказало никакого влияния на исход битвы. Не скроем, есть определенный шарм в том, чтобы быть тыкнутым в тот факт, что люди в этой разборке не более чем бессильные наблюдатели. Да вот только ткнули так усердно, что образовалась шишка. 

3

«Тихоокеанский Рубеж» в свое время был гораздо честнее со зрителем и сразу дал понять, что за Драмой и Сюжетом это вам явно не по адресу, а вот развлекательный, изобретательный и ураганный экшен — это сюда, садитесь поудобнее, вот ведро попкорна, вот Кайдзю, вот громыхающие «Егери» и экранизация ваших самых  сокровенных детских фантазий. «Годзилла» же весьма безуспешно налепила на себя маску серьезности, что явно пошло во вред общему настрою в общем-то легкомысленной и одноклеточной картины. Ведь получить удовольствие от просмотра можно только если закрыть глаза на сценарные огрехи, коих в фильме вагон и маленькая ядерная боеголовка.

Судите сами: главная задача Годзиллы – сорвать чужие потрахушки. В это, говоря по правде, вполне укладывается весь фильм. Жестокое у природы равновесие, ничего не скажешь. Интересно, кто придет срывать медовые месяц самой Годзиллы? При этом  главная героиня фильма — компьютерная графика — тоже не эталон. Чего только стоит ГНУСно спрятанная в спешке закрытыми дверями драка Арахнида-Переростка и Годзиллы или сцена в аэропорту, где от взрыва самолётов на рулёжке окна в терминале реагируют чуть более, чем никак. Приплюсуйте сюда упрощённые разрушения в городе (у большей части зданий банально отсутствуют стёкла) и тот факт, что заметная часть событий второй половины фильма происходит в облачищах пыли — вы получите этакий «Тихоокеанский Рубеж» на средних настройках графики. Это можно списать на экономию бюджета и грядущий сиквел, но чёрт возьми! К счастью, режиссёр Гарет Эдвардс мастерски скрывает как общую бедность происходящего, так и откровенные крики продюсеров «хватит, на рекламу не останется!». Фильм зрелищный и изобретательный, но опять же, скорее не благодаря, а вопреки.

1

Смотреть на Аарона Тейлора-Джонсона и Элизабет Олсен любопытно исключительно в разрезе, что скоро в кое-каком сиквеле им предстоит сыграть брата и сестру. У главного героя еле-еле наскреблось на характер, что уж говорить про развитие характера. Брайан Крэнстон ожидаемо шикарно сыграл помешанного на трагедии ученого, который не в силах простить себя и отпустить прошлое. Единственный персонаж, к которому применительны слова «живой», «веришь» и «сопереживаешь». Остальные же вырезаны из картона настолько острого, что об него можно порезаться. К слову, смехотворно малое количество Брайана Крэнстона оказало куда более разрушительный эффект, чем брачные игры ГНУСов в мегаполисе. Право, уж лучше на него заменили бедного Кена Ватанабе, который весь отрезок своего экранного времени тупо ходит с о**евшим лицом. Наверное, это защитная реакция на реплики, которые вложили в его уста сценаристы. Привыкай, брат. Вчера ты был Генералом Курибаяси, а сегодня ходишь с постной миной и вытаскиваешь хиросимские рояли из кустов. Законы природы. Герои вообще весь фильм ходят с прокисшими щами на лицах, несут чепуху, делают глупости, а в конце три монстра недолго мутузят друг друга. И всё это под аккомпонемент сюжета, который не достоен и дошкольного букваря. Нет, товарищи, так совсем не пойдет.

Картине удалось главное — сделать Годзиллу внушительным олицетворением сил природы, над которой человек не властен, как бы не старался. Жаль только баланс сил в собственном фильме ей восстановить так и не удалось.

Соавторы: Анна Оболенская и Максим Зарецкий


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!