Город Свободы. Возвращение в Либерти-Сити

Все началось с третьей части. Да, отправной точкой трехмерных sandbox игр я бы смело назвал именно Grand Theft Auto III. Кто-то из старожил сейчас может вспомнить, например, Urban Chaos (1999), кто-то может залезть в Википедию и отыскать там нечто под названием Mercenary (1985). Но будем честны: кто помнит эти игры? Как много людей в них играло? В GTA III играли миллионы, она стала законодательницей моды в игроиндустрии, она сделала PlayStation 2 самой продаваемой консолью в США и Европе. Это культовая классика, черт возьми.

Grand Theft Auto 3_20160826125952

Традиционное небольшое отступление. Это не история серии или что-то в таком духе, это просто моя колонка, где я делюсь свежими впечатлениями от недавних прохождений стареньких игр. В конце 2015 года три классические части Grand Theft Auto перекочевали на PlayStation 4, и я, как истинный охотник за трофеями, не смог устоять перед искушением поностальгировать и выбить заветную платину во всех трех играх. Начал я почему-то в обратном порядке, и только теперь, после Сан-Андреаса и Вайс-Сити, добрался до третьей части. Поехали.

Переход в 3D сделал серию такой, какой мы ее знаем теперь. Что бы там ни говорили фанаты первых двух частей, вид сверху был крайне неудобен, ограничивал обзор и являлся чуть ли не основной причиной всех «Потрачено». Хотя о каком вообще дружелюбии по отношению к игроку может идти речь, когда в оригинальной Grand Theft Auto напрочь отсутствовала возможность сохраняться, а во второй части за сей процесс требовали немалую сумму игровой валюты. Если первые две GTA были аркадным развлечением, то GTA III уже была полноценной игрой: с хорошо прописанным сюжетом, крутой подачей, красивым открытым миром и всяческими удобствами для игрока.

Еще при перепрохождении Vice City и San Andreas я раздумывал над тем, что же самое главное в играх серии. Общая атмосфера? Как помните, Вайс-Сити сразу же погружает в эпоху неоновых 80-х: солнечный Майами, пальмы, пляж. Сан-Андреас вместил в себе сразу несколько совершенно разных оттенков 90-х годов: негритянское гетто Лос-Анджелеса, холмистый рельеф местности Сан-Франциско и зазывающий ночными огнями Лас-Вегас. Но нет. В GTA III не чувствуется ярко выраженного настроения и атмосферы. Да, Либерти-Сити основан на реальных районах Бруклина и Манхэттена. Но и что? Что при их упоминании вам приходит на ум помимо Центрального Парка и Таймс-Сквер? Либерти-Сити написан холодными красками серости и отчужденности. В этом, конечно, есть и своя прелесть, но ее способен понять далеко не каждый.

О подаче истории в третьей части сложно судить объективно после Vice City и San Andreas. Кат-сценки перед миссиями совсем коротенькие, персонажи выдают свои реплики быстро, без остановки, словно спешат на поезд. Но при этом их все равно приятно слушать, они шутят, изъясняются крылатыми выражениями и т.д. Если большинство диалогов в играх начала 00-х были лишены какой-либо изюминки, и предназначены лишь для объяснения задания, то в GTA III сценаристы немного заморочились над интересной подачей.

Дать однозначную оценку можно лишь главному герою и его характеру. Хотя «характер» в данном случае – это слишком громко сказано. Не знаю, с чем конкретно это связано, но наш герой полностью безмолвен. Раньше подобные вещи объяснялись очень просто: якобы это сделано для того, чтобы игроку было проще ассоциировать себя с протагонистом. Забавная отговорка… В общем, мы играем за рядового наемника, который волею случая ввязывается в дела итальянской и японской мафии, после чего решает поднасрать еще и колумбийскому наркокартелю. Отмороженный парниша в черной кожанке, имя которого в игре даже не упоминается. Это мы уже позже узнали, что зовут его Клод. Сопереживать такому персонажу, как по мне, невозможно.

Чем игра завоевала сердца геймеров пятнадцать лет назад – очевидно. Большая красивая песочница в полноценном 3D и с огромным простором для творчества. Нам говорят, какую цель устранить, а как именно это сделать в большинстве случаев решаем уже мы сами: переехать машиной, подорвать, найти выгодную снайперскую позицию и пустить пулю меж бровей. Это работает и в наше время. Возможно на мне сказывается ностальгия, но в GTA III просто приятно играть. Приятно кататься по городу под расслабляющую музыку, выполнять бесхитростные поручения. Как ни странно, при последнем прохождении игра показалась мне очень релаксирующей, если, конечно, не считать некоторые «нервные» миссии и задания Rampage.

Так как последний раз я запускал третью часть много лет назад, еще на PS2, игровой мир мне пришлось изучать чуть ли не заново. Правда, на это много времени не потребовалось – по современным меркам Либерти-Сити из GTA III очень скромен и миниатюрен. Тем более, если учесть, что изначально доступен лишь один остров, Портленд. Когда целенаправленно собираешься выбивать платину, то очень скоро вся карта города уже удерживается у тебя в голове. Я знал каждый закоулок, каждую лестницу, ведущую на крышу. Без этого не получится, например, собрать абсолютно все спрятанные пакеты (Hidden Packages).

А еще забавно сравнивать город из третьей части с Либерти-Сити из Grand Theft Auto IV (это работает и в обратном направлении). На первый взгляд это два совершенно разных города, но, присмотревшись, то тут, то там замечаешь знакомые локации. И осознаешь, как далеко шагнула индустрия за каких-то семь лет. «Старый» Либерти-Сити выглядит словно уменьшенный и лишенный многих деталей макет. Но когда-то этот макет казался нам чем-то невероятным, он дарил нам радость и незабываемые эмоции. Каким бы ни был Либерти-Сити из GTA III в наших глазах сейчас, мы всегда будем его любить и помнить.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!