GreedFall — Бюрократическая утопия

Уже почти 10 лет небольшая, но амбициозная французская студия Spiders пытается выпустить RPG, способную сделать им имя в индустрии. Их упорство восхищает: разработчики создают игры с цепкими сюжетом и сеттингом на собственном движке Silk Engine, но никак не могут одолеть низкий бюджет и слабую техническую часть. Их идеал очевиден – Spiders хотят стать новой BioWare (о чем они уже открыто говорят). И сейчас им выпал лучший шанс: из BioWare уходят ветераны, Anthem провалилась, до Dragon Age 4 еще годы. Так что же – взяла ли высоту GreedFall?

Действие игры разворачивается в мире, вдохновленном XVII веком. На континенте бушует малихор (черная чума) — неизлечимая болезнь крови, уносящая жизни тысячами. Пелену безнадежности поджигает искра надежды — мореплаватели находят неизведанный континент Тир-Фради, чье население, кажется, невосприимчиво к малихору. Здешние природные ресурсы, незастроенные территории и потенциальные медицинские открытия манят колонизаторов.

Игроку достается роль де Сарде — эмиссара Содружества торговцев и кузена (или кузины — пол и внешность настраиваются) Константина Орсея, избранного наместника в городе Содружества на Тир-Фради. Мать главного героя больна малихором, поэтому поиск лекарства становится большим, чем государственная миссия. 

Профессия и статус героя определяют стиль игры: вы политик и посол с дипломатической неприкосновенностью, вы — из высшего сословия. В ваши обязанности входит сохранение нейтралитета, мира и спокойствия на острове. Для ролевых игр такой подход нетипичен — протагонисты в начале сюжета обычно ноунеймы без каких-либо привилегий. В GreedFall все иначе: перед героем открываются двери, его признает большинство встречных, а многие из них готовы целовать вашу дипломатическую задницу. 

Впрочем, тем же будет заниматься и сам де Сарде: большинство квестов заключается в беготне по кабинетам высокопоставленных людей, получении и поиске важных бумаг, плетении интриг и налаживании отношений со всеми фракциями. К примеру, в самом начале игры начальник стражи попросит вас отвести на новый континент несколько ящиков и передать их в местное подразделение стражников. Казалось бы, ерунда, но все отгрузочные ведомости уже заполнены — извольте ждать следующего корабля. Для выполнения задания де Сарде придется проникнуть в портовые офисы ночью и разведать путь для посыльных. После погрузки ящикам нужна специальная маркировка, да и отсутствие записей о грузе вызовет вопросы на таможне. Поэтому герои вновь проникают в офис и подделывают документы.

К слову, у всех квестов GreedFall есть несколько способов выполнения. Условно их можно поделить на традиционное уничтожение всех несогласных, стелс и дипломатию.

Сильнейшая сторона игры — сюжет и сторонние квесты. Вы ни за что не угадаете, чем обернется небольшое поручение и как скажется на игровом мире. Поиски пропавшего после пьянки юнги могут закончиться через неделю игрового времени в другом городе, посреди горы трупов, с раскрытым государственным переворотом и полной сменой власти в одной из фракций.

Я провел за игрой более 60 часов, прошел 100% побочных квестов и могу сказать, что среди них не было ни одного слабого, плохо написанного или скучного. Каждый повлиял на игровой мир, персонажей, дополнил основной сюжет или просто был интересным. Такие квесты меняют отношение к вам фракций: если проявить себя перед вождем деревни в необязательном задании и позже вернуться сюда по сюжету, вождь сразу признает вас другом их народа.

Многие рецензенты отметили недостаточное количество выборов в диалогах и их незначительность для развития событий. Могу согласиться, но GreedFall уникальна тем, что несмотря на дипломатический упор здесь решают не слова, а действия игрока. Пройдете ли вы сторонний квест или помчитесь по сюжету? Отыщите ли способ тайком освободить заложников или возьмете крепость врага штурмом? Персонажи припомнят вам каждое решение. Даже если при втором прохождении влияние квестов окажется иллюзорным — какая разница, если я чувствовал, как мои поступки и решения сформировали этот мир? Учитывая, что GreedFall сделала команда из примерно двадцати человек — это восхищает. 

Не меньше впечатляют озвучка, проработка диалогов и дизайн локаций. Видно, что при распределении бюджета Spiders решили на этом не экономить. Не зря: от повествования невозможно оторваться, во многом благодаря прекрасной игре актеров озвучки в сочетании с шикарно написанными диалогами вежливых хитрых интриганов-политиков, колоритных аборигенов и грубоватых морских пиратов. Красота осенних лесов острова Тир-Фради в сочетании с приятной цветовой палитрой и динамической сменой дня и ночи не дают заскучать. 

Сильнее всего поражает постановка сюжетных сцен. Некоторые из них заставляли восхищаться вслух и аплодировать – ведь все это реализовано на движке Silk Engine, сделанном Spiders лично. Движке с мертвой и жутковатой мимикой, невидимыми стенами, дерганой анимацией и прочими техническими несовершенствами.

При этом игра ни разу не зависла, не сломала хоть один квест и не выдала серьезный баг. Если сопартийцы преградили вам путь, они его тут же освободят. Герой может застрять в текстурах, но не перманентно, или левитировать во время катсцен — на этом все. Я играл на Xbox One X, но авторы уже выпустили несколько крупных патчей для всех платформ.

GreedFall даже пытается быть бесшовной: вместо загрузочного экрана при быстром перемещении вы оказываетесь на привале, где можно покопаться в инвентаре, поболтать со спутниками, торговать, крафтить. В это время подгрузится следующая локация и, когда вы решите продолжить путь, загрузка займет считанные секунды.

К слову о сопартийцах — они отлично прописанные и славные ребята, живо участвующие в истории де Сарде. Персонажи комментируют происходящее, обсуждают результаты расследований, вставляют свои замечания во время сюжетных диалогов с NPC, общаются между собой — все как у взрослых.

Каждый персонаж представляет свою профессию, фракцию или государство, тем самым активно влияя на развитие разговоров, открывая дополнительные опции или помогая добиться своего в диалогах. К примеру, аборигенка Сиора в пати бесценна, когда вы имеете дело с туземцами, а ученая Афра расскажет о местной флоре или исследуемом трупе много интересного.

С 4 из 5 сопартийцев возможны романтические отношения. Имейте в виду, что объект вашей страсти запомнит любой прокол: однажды ошибившись в разговоре вы навсегда потеряете возможность построить отношения с ним или с ней. Так что лучше подготовиться заранее, прочитав гайд — ну и выполнять побочные квесты сопартийцев. Дружба с каждым из них дает очко определенного мирного навыка, что стоит учитывать при прокачке и при выборе сопартийцев (состав меняется легко, все прокачиваются равномерно). Правда, навык взлома таким образом повысить не выйдет. Но он и не нужен — это первая игра, в которой я забил на взлом всех закрытых ящиков. Их содержимое — обычные ресурсы — в основном генерируется случайно, а ключи к важным замкам чаще всего лежат неподалеку от самого запертого предмета. Лучшие предметы, как ни парадоксально для жанра, здесь просто покупаются.

Другая интересная особенность GreedFall — крайне органичное вплетение современных моральных повесток. В игре можно построить как гетеросексуальные, так и однополые отношения, но, если вы не захотите, то скорее всего об этом даже не узнаете. Некоторые персонажи предпочитают противоположный пол, другие — свой. Мужчина де Сарде не сможет построить отношения с Куртом (он гетеросексуален), но сможет с Васко, потому что тот бисексуал. Так бывает. Во главе каких-то фракций стоят мужчины, во главе других — женщины. Начальником стражи или капитаном корабля может быть девушка, а может быть и мужчина. Так тоже бывает. Вместо того чтобы освещать проблематику сексизма и гомофобии авторы показали мир, в котором этих проблем просто нет. У его жителей заботы поважнее — чума, рабство, разрушение экологии. И это очень правильный подход, то самое равноправие, о котором вокруг столько разговоров.

К слову, женская броня ничем не отличается от мужской. Никаких бронелифчиков, никаких выемок под грудь в доспехах. При этом женские персонажи не теряют своей красоты и совершенно не выглядят мужеподобными шкафами.

Как я уже говорил, в самом начале игры вы можете выбрать пол, настроить внешность своего героя или героини, выбрав из нескольких шаблонов лица, причесок и цветов кожи и волос, определиться с классом и основными навыками.

На выбор предоставляются воин, инженер и маг. По факту это деление весьма условно: вы можете прокачать своего персонажа как душе угодно. К примеру, я сразу определился, что мой де Сарде будет гибридом мага и стрелка — и к концу игры мне пришлось повысить уровень сложности до экстремального, чтобы вернуть азарт сражений. Правда, герой получился «стеклянной пушкой» с тонной урона и почти нулевым количеством здоровья.

Интересно реализованы и профессии: маг, например, не похож на обычных волшебников. Он начинает игру с тяжелым одноручным оружием, а магическая атака представляет собой плевок сгустком энергии, либо мощный удар «волшебным» кулаком в лицо противника. Заклинания предназначены для поддержки спутников и контроля врагов, а стихийный урон – специализация инженеров с ловушками и бомбами. Всем классам доступно быстрое заклятие паралича и огнестрельное оружие. Хотя баланс в игре в каком-то виде и существует, GreedFall иллюстрирует старую шутку про человека, пришедшего на перестрелку с ножом. Огнестрел значительно превосходит бойцов ближнего боя уроном и дальностью, а магия — показателем игнорирования брони.

При этом билды ограничены лишь вашей фантазией. Маг в тяжелой броне, дубасящий магическими кулаками врагов в ближнем бою? Пожалуйста. Ловкий дуэлянт, орудующий шпагами, но умеющий кастовать хилл и щиты? Легко! Количество доступных очков навыков не бесконечно, но его хватит на гибрид двух профессий. К концу игры я был 39 уровня, с полностью прокачанными ветками мага и веткой огнестрела. Кроме активных боевых умений, очки тратятся на атрибуты вроде силы, ловкости, выносливости, силы воли — эти характеристики влияют на количество магической и жизненной сил и нужны для использования более мощной экипировки.

Третье дерево навыков отведено под мирные умения. Харизма и интуиция помогают в дипломатических делах, а интуиция еще и подсвечивает ресурсы для сбора в полях. Одно очко интуиции дает дружба с Васко, поэтому, если вы не развиваете дипломата, стоит определиться, хотите ли вы чаще видеть пирата в своей пати. Мирные навыки дает и экипировка — не стоит качать харизму до трех, ведь любой плащ дает +1 к ней.

Наука и ремесло дают плюсы к крафту — он здесь простенький, но полезный. У каждого предмета экипировки есть слоты, к которым с помощью ремесла можно изготовить усиливающие параметры дополнения. Наука же позволяет крафтить боеприпасы, зелья, бомбы и прочие расходники.

Кроме того, мирные навыки используются и в диалогах или на карте. Наука помогает в расследованиях преступлений, ремесло — в починке предметов для квестов, равновесие дает возможность забраться на скалу и т.д.

По тексту может показаться, что GreedFall близка к идеалу, но это очень далеко от истины. Скромный бюджет сказывается на многом: увидев одно здание совета вы буквально видели их все, так как все сюжетные дома и дворцы разных городов используют одни и те же ассеты в разных цветах. Многие NPC выглядят абсолютно одинаково: вы не раз заметите, что, например, спасенный торговец в одном квесте окажется близнецом работорговца из следующего. 

Та потрясающая беготня по квестовым маркам между инстанциями по факту очень утомляет. Игра сама решает, дать ли героям возможность вернуться в город после выполнения очередного квеста одним щелчком или заставить их бежать через красивые, но пустые локации, мимо одного и того же пня по десять раз на дню. Лагерные точки, между которыми возможно быстрое перемещение, разбросаны очень странным и нелогичным образом: на одном отрезке локации точки перемещения будут буквально на каждом шагу, в то время как до квестовых маркеров на другом конце карты вы каждый раз будете бежать добрых 5-10 минут реального времени.

Усугубляют рутину и неинтересные сражения. Несмотря на динамичность, бои однообразны, во многом из-за скудного разнообразия врагов-людей и нескольких видов диких животных. Их отчасти уравновешиют очень живые и динамачиные боссфайты.

Графика и анимация, мягко говоря, не дотягивают до современного уровня — при этом, например, свет поставлен очень недурно, арт-дизайн достойный и не безвкусный.

В этом вся GreedFall — компромиссы на компромиссах. Ее сложно оценивать или рекомендовать, но с точностью можно сказать: это лучшая игра Spiders и, возможно, лучшая RPG года. А еще это одна из тех игр, в которые можно влюбиться и простить ей абсолютно все огрехи. Для меня эта игра стала первой за долгое время, которая заставила не спать ночами и с нетерпением ждать возможности продолжить прохождение. И вернула ощущения, когда-то полученные от Dragon Age: Origins.

GreedFall — долгожданный прорыв для французов из Spiders и, возможно, исторический момент прихода нового сильного игрока на рынок. Очень интересно будет узнать, на что способны эти разработчики с хорошим бюджетом, и, скорее всего, это мы увидим уже в их следующем проекте.

Текст: Дмитрий Эскин.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!