«Стражи Галактики», вышедший на экраны в 2014, стал самым странным фильмом от Marvel Studios. Лента от малоизвестного режиссёра Джеймса Ганна с почти неизвестным тогда актёром Крисом Прэттом в главной роли рассказывала про героев, о которых никто не знал, в локациях, которых никто не видел. Зрители полюбили её за странность, иронию, но самое главное — за новизну. Так что хотя бы для удержания планки сиквелу нужно было сильно извернуться.
«Стражи Галактики: Часть 2» с первой же сцены отражает видение уже совершенно другого Джеймса Ганна: он больше не тот, кто впервые снимает что-то с космическим бюджетом под давлением мегауспешного бренда. «Часть 2» начинается со сцены, в которой малыш Грут танцует под энергичную музыку, пока остальные Стражи на фоне в расфокусе получают по лицу и другим частям тела от гигантского космического чудовища. Если вместо кривляющегося Грута вы бы предпочли смотреть на то, что происходит на заднем плане, то эти несколько минут вы будете ненавидеть фильм. Он не пытается быть «беспроигрышным»: каждая сцена снята исключительно так, как режиссёру казалось логичным, правильным, самым крутым. Именно такой подход оказался единственно верным: не просто «больше, лучше» — оригинал вообще кажется сдержанным и стандартным в сравнении с продолжением. И немного не о том.
Ещё в первом фильме была поднята тема того, как изгоям общества — а каждый из нас периодически так себя чувствует — сложно найти место в жизни, цель, тех, кто их понимает и готов принять. Но чтобы не покидать зону комфорта «Стражи Галактики» стремительно превратились в очередное спасение мира с космическими битвами, взрывами и разрушением. Не сказать, что в сиквеле этого нет — напротив, экшена тут, кажется, ещё больше — но он оказался куда более личным. Тема семьи наконец стала центральной, а и без того запоминающиеся герои обрели вес как личности. В первом фильме, например, была сцена, в которой раздетый после обыска в тюрьме Ракета чувствует себя уязвлённым из-за изуродованного тела. Ганн наконец перестал, простите, стесняться: и получилось смешно, мило, трогательно, эпично — всего и помногу. При этом Стражи больше не превращаются в карикатурных персонажей, пытающихся спасти мир от гибели, устроив конкурс танцев.
Внутренние и внешние конфликты героев, их развитие и эволюция отношений между ними задают динамику сами по себе. В отличие от тех же «Мстителей» Ганн не вталкивает личные моменты в фильм силой, будто в последний момент. Здесь такие «тихие» сцены не используются как наполнитель между сражениями: напротив, экшен вытекает из них как бы сам по себе, становясь кульминацией того, что было заложено в диалогах ранее.
Фильм вышел очень цельным, даже обособленным, и плотным. Попробуй что-то убрать — резать будешь по живому. Никаких привязок к «Войне бесконечности» и прочего мусора, который неизменно ожидаешь от картины Marvel Studios. Истории героев не берут начало из ниоткуда не ведут в никуда. Они постепенно выстраивают центральную сюжетную линию и постоянно добавляют ей уровни. Повествование, к слову, не совсем линейное: вплоть до последнего акта картина делится на несколько локальных конфликтов, пересекающихся из-за героев, которые в них замешаны. Сразу даже нельзя понять «А кого, собственно, будем валить в конце?» — и это не искусственная интрига. Просто взаимодействия центральных персонажей достаточно, чтобы за два часа не заскучать. При этом злодей, по иронии, оказывается чуть ли не самым достойным среди всей MCU.
«Часть 2» — это настоящий all-in от Джеймса Ганна: здесь больше памятных моментов, чем можно удержать в голове. Удивительно, что при этом Ганн всегда использует что-то, заложенное ранее, не доставая рояли из кустов. Получается этакая повествовательная пирамида, с каждым уровнем которой чувствуешь, что ставки растут. И судьба каких-то там планет (даже Земли) волнует меньше, чем то, что случится с героями. Красок добавляет и то, что ярчайшие гэги режиссёр чередует с душещипательными сценами, а иногда и смешивает так, что смеёшься сквозь слёзы. Каждая реплика, движение и даже очередной красочный спецэффект имеет какую-то эмоциональную ценность. Было бы человечным хоть немного разбавить хронометраж случайной CGI-свистопляской, на которой можно перевести дух. Но нет.
Если всё-таки выйти за рамки искренней семейной атмосферы, которую бережно создаёт и поддерживает фильм, то «Стражи Галактики: Часть 2» делает кое-что не менее важное для супергеройского кино в целом. Это не самопародия на жанр, нео-вестерн или другая девиация, а именно фильм по комиксам в классическом понимании. Изобретательный, смелый, эмоциональный, цельный и не обременённый причастностью к некой «киновселенной». «Стражи Галактики: Часть 2» — это доказательство того, что настоящие кинокомиксы все ещё не мертвы и будут жить вечно, пока не угаснет светоч. Кем или чем этот светоч является — уже другой вопрос.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!