Новый год и праздники — это пора отвратительного количества майонеза в салатах, декалитров алкоголя и превращения даже самых активных членов общества в ворочающихся от лени тюленей. А ещё это пора уборки, в том числе на жёстком диске. Во время как раз одной такой, очевидно, тщетной попытки навести порядок на пяти терабайтных жёстких «винтах» мне на глаза попался любопытный фотоархив, который я считал утерянным годы назад. Фотографий не сказать чтобы много, они местами откровенно плохие, но ребята меня подбили, и я решил поплыть по волнам памяти.
Перед вами, господа, легендарный «Игромир 2007». Одна из тех самых выставок, с которой началось крупнейшее игровое мероприятие России (первый Игромир прошел в 2006-м). И, сказать по правде, проходивший в 57-м павильоне ВДНХ сбор игровых разработчиков был сколь душевен и открыт, столь же и плох. Да что там — ужасен. Причём говорю это далеко не как простой посетитель или праздный зевака. Так вышло, что именно “Игромир 2007” стал моей первой служебной командировкой в бытность журналистом-стрингером и по сию пору отложился в моей профессиональной памяти как самое противоречивое мероприятие на земле.
Судите сами: на входе в (далеко не самый уютный) 57-й павильон вас ждала огромная… Даже не так, ГИГАНТСКАЯ ОЧЕРЕДЬ. Которой, в общем-то, могло и не быть, подумай организаторы о распределении потока людей заранее и не продавай билеты прямо рядом, в кибитке у входа. Тогда выставка была далека от своего текущего статуса и уровня раскрутки.
Второй, шокирующий лично меня, как ведущего в то время серьезные темы типа культуры и образования журналиста момент — полное отсутствие организации мероприятия для прессы и работы с ней. Я-то дурак, привычный к различным выставкам в родной Казани, уже подумал, что и пустят меня с баулами оборудования отдельно, и дадут хотя бы полдня побродить вдоль стендов, и, где штамп поставить, покажут, и пресс-релизик выдадут жалкий… Вкратце — фигу. Это было первое и единственное мероприятие в моей карьере, где с бейджем «Пресса», камерой, штативами, микрофонами и фотиком мне приходилось толкаться среди несметных толп школоты и прочих посетителей.
Но вишенкой на этом торте абсолютного хаоса, вне всякого сомнения, являлась звуковая дисциплина. Каждый издатель от всей души силился переорать друг дружку, отчего интервью приходилось писать либо около гардероба (в котором у нашего Алексея Тюренкова украли тогда вещи), либо на улице. “Ух как я зол” вообще было лейтмотивом всей пары дней, что я бродил на Игромире в 2007-м. Но, хэй, на самом деле у выставки были плюсы, причём огромные.
Во-первых, тогда косплей был трогательным, топорным и был очень далёк от целой индустрии, в которую он выродился сейчас. Если не говорить про промо-ребят, абсолютно все полтора косплеера пришли на Игромир по доброте душевной. Гордон Фримен, который заискиваясь шнырял около Хаммера со стендов 1С, запомнится мне на всю жизнь.
Второй важный момент — 2007-й стал последним годом по-настоящему живого, полного надежд и крупных сингловых проектов отечественного геймдева. 57-й утопал в стендах “Кодекса Войны”, King’s Bounty, Анабиоза и прочих Death Track, не говоря уже про ААА-хиты типа Дальнобойщиков 3, Ил-2 и Hummer.
Стенды “Буки” тоже были больше, ММО было мало, а основными онлайн-проводниками выставки выступили Gravity CIS (Ragnarok Online) и Nival (именно на этой выставке впервые продемонстрировали Аллоды: Онлайн).
Хотя львиную долю мероприятия, конечно же, заняла 1С со своими хитами, в том числе зарубежными.
Не обошлось и без курьезов, конечно.
Конечно же, были и зарубежные компании, но их секции на фоне огромных стендов 1С или Нивала были просто мизерными.
Секция пресс-мероприятий была заметно скромнее. Там журналистам в основном показывали материалы с прошлых выставок и анонсировали очень мало (это, хе-хе-хе, не поменялось в Игромире до сих пор).
(на фото: пресс-секретарь Gaijin, который устал не меньше нашего)
Особенно мне запомнилось два — презентация RPG по книге “Не время для драконов” на движке “Магии Крови” (на нём в тот момент делались все RPG в стране, надо отдать SkyFallen должное) и презентация ММО-игры по циклу книг “Тайный Город” от Gaijin. С «Не время для драконов» получилось смешно, так как готовую копию игры нам на обзор отдали ЗА МЕСЯЦ до релиза. Тогда для меня такое отложенное рецензирование было очень в новинку.
Но «Тайный Город», конечно же, был любопытнее. Игра была большим успехом по тем временам, в конце-концов её презентовал в том числе сам Юрий Мирошников из 1С, главный “отец” игровой индустрии СНГ в то время.
Правда, кончилось, всё через пару лет, и весьма плачевно. По версии, которую знаю лично я, авторские права так и не были поделены, да и у самого Gaijin сменились жанровые и платформенные приоритеты. В том числе в свете успехов “Ониблейд” и “Ил-2”.
Однако особое место в сердце “Игромир 2007” занял вовсе не по-этому. Это была первая и наверное последняя игровая выставка, на которой игры презентовали исключительно разработчики. Беседы с программистами отличного “Анабиоза” и с дизайнерами DeathTrack, общение с прекрасными парнями из Gaijin, долгожданная личная встреча с Targem Games. Всё это безусловно стоило пролитых слёз и пота. Ну и ругани, конечно. А вот дальше «Игромир» стал подтягиваться под стандарты. Так разработчики стали доступны только в наконец-то появившиеся пресс-дни, пиар-менеджеры заняли места на стендах вместо мямлящих слова программистов, да и в целом всё стало «как у взрослых». Примеры? 2013-й и тем паче в 2014-й. Но, вопреки всем обидам и минусам, на первом «Игромире» была та самая замечательная атмосфера идиотского, но искреннего кружка по интересам, где об играх (и главное, о наших, СНГшных играх!) ты узнавал из самых первых рук. Согласитесь, просто так попить с утра энергетик со звукарём Gaijin, стоя в тусовке Мирошникова или Гусарова, было совершенно бесценно и очень полезно.
Ну да, впрочем, хватит про зелёную траву. На самом деле, сейчас всё стало, может быть, «суше» и гламурнее, но гораздо-гораздо лучше. Такие дела.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!