Вот ведь какая несправедливость, после всего того, что сделал Кристофер Нолан для кинематографа, мир ненавидит его больше, чем он того заслуживает. Да, в третий раз Бэтмен не выстрелил, да он любит повторяться, а кто в наше время не любит? Один лишь Финчер всё как-то умеет быть сильно разным, но так он и не пишет оригинальных сценариев и не снимает продолжений. В этот раз Нолан тоже не идеален, но как минимум рискнул забраться в сай-фай высоты кинематографа и задействовал почти полностью новую актёрскую команду, тут уж вы точно не подкопаетесь, а возражать против Майкла Кейна было бы странно.
Мир умирает, посевы не спасти, человечеству нужен новый дом. Затравка не пугает и даже не заботит зрителя, потому что все пришли смотреть на космос и МакКонахи в скафандре. Угадывая наши пожелания, катастрофа на Земле, подготовка к полёту и личные отношения между персонажами пробегаются, чтобы поскорее показать Её. Преемственность в создании новой «Космической одиссеи» подчёркивает всё: переливы классической музыки с эффектными органными надрывами от Ханса Циммера, космические панорамы в тишине и даже то, с каким трепетом и благоговением смотрят герои в иллюминатор на Землю и космос. Путешествие в глубины вселенной запоминается ещё в нашей галактике, а впереди лежит столько всего.
Происходящее в ходе «Одиссеи Нолана» взято не из одной лишь их с братом фантазии, но основано ещё и на передовых выкладках в физике, математике, а если конкретно, то теории относительности и вытекающей из неё понятий вроде времени, чёрных дыр и гравитации. О(б)суждать фильм с этой точки зрения и давать научную оценку без малого трёхчасового полотна — дело неблагодарное. Сами герои с удовольствием разжёвывают формулы понятным языком так, что кому-то при паре просмотров — а этот фильм обречён на многоразовый просмотр — будет всё понятно, а остальные так и не дойдут до сути, ошибочно зацепившись вместо теории за киношные ляпы и условности. Одно можно сказать точно: это один из самых сложных и важных к просмотру фильмов 2014 года.
Подглядывает Нолан не за одним лишь Кубриком. Вслед за Косински в «Обливионе», команда «Интерстеллар» отлично срабатывает и выдаёт на-гора превосходный дизайн всего. Рисовавшие космические корабли, челноки и скафандры люди заслуживают всех причитающихся им премий и наград. Особой гордости и похвалы заслуживают роботы. Пусть умный бортовой компьютер — это тоже кубриковское, но Нолан пошёл дальше и даёт на выбор аж двух представителей мира искусственного интеллекта, к тому же ещё очень подвижных при простоте формы, на зависть Майклу Бэю. Оба в плане дизайна поражают не меньше, чем их диалоги и сценарная роль.
А вот кто прописан плохо, так это Энн Хэтэуэй. Её доктор Бренд радует взор, страдает вместе со всеми, хороша в теории, но как действующего, принимающего решения члена команды ценность её крайне мала, все обязанности выпадают на долю МакКонахи и чудо-роботов. Остальные космонавты-учёные-первооткрыватели вселенной вписаны куда лучше, нашлось место даже сюрпризам в актёрском составе. Самое забавное, что опасные на первый взгляд трейлеры не рассказывают о происходящем в фильме ровным счётом ничего, что большое достижение в эпоху роликов в духе «сейчас-мы-вам-расскажем-весь-фильм-за-две-минуты». Маленькая победа мастеров по нарезке трейлеров из Lionsgate, благодаря им мир не проспойлерил фильм, но возлюбил божественную главную тему фильма.
Стоит ли говорить, что Мэттью МакКонахи и Джессика Честейн делают то, чего от них и ждут, а именно выкручивают драму до космических высот со сверхзвуковой скоростью. Однако у рыдающих в ряде моментов зрителей есть и обратная сторона. В один из таких моментов просто кончается «Космическая одиссея», научная фантастика и не менее научная теория разбивается о жизнерадостный и популистский сценарий, т. е. ту самую «нолановщину» прямиком из «Возрождения легенды» и нестыковки получасовой концовки. Всё доходит до того, что люди вокруг переглядываются и не знают, куда себя деть, в чьих глазах найти понимание. Кто-то смирится с такой реакцией в самый трудный момент фильма, у кого-то будет ещё более категоричная и жёсткая позиция.
Космическая одиссея Нолана вышла такой, какой все и ожидали. Именно «Одиссеей Нолана», но никак не самостоятельным брендом «Интерстеллар». Но дело тут вовсе не в том, что у братьев Ноланов не получилось. Просто Кубрик снял в далёком 1968-ом вечное кино про космос. И чтобы брать такие высоты нужно быть тем, кем является мастер-режиссёр Кристофер Нолан. Он снял визуально совершенный, музыкально выдержанный, актёрски сильный и просто сложнейший фильм, который заслуженно займёт место в десятке величайших сай-фай полотен, несмотря на помарки, авторский стиль и неоднозначность восприятия. Потому что выше только звёзды.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!