Восхождение Юпитер — Киберзолушка и киберчудовище

Энди и Лана Вачовски — настоящие безумцы. Казалось бы, они снимают не артхаус, а вполне себе понятные голливудские фильмы. Но все дело в их подходе к этому процессу: пока кто-то идет в наиболее прибыльное русло (фильмы по комиксам, ремейки или перезапуски старых франшиз), они творят все, что заблагорассудится, при этом, кажется, совершенно не переживая за то, что очередной фильм будет плохо принят прессой или провалится в прокате. Каждая картина дуэта получается настоящим ураганом идей, а вот хороших или плохих — это уж как карта ляжет. «Восхождение Юпитер» как раз продолжает эту прекрасную и одновременно пугающую традицию. Если вам всегда нравилось творчество Вачовски, то можете смело идти на сеанс, а остальным лучше читать этот текст дальше, а потом уже решать, стоит ли билет своих денег.

jupiter-ascending-review-1

Юпитер Джонс (Мила Кунис) была зачата в Петербурге, а родилась где-то на корабле под покровом звездной ночи. Папа умер еще до рождения дочки, а мама отправилась к родственникам в США, видимо, боясь остаться одинокой. Но жизнь тут оказалась совсем не радужной: каждый день Юпитер со своими родственницами встают задолго до рассвета, пьют кофе и отправляются работать уборщицами частных домов. Джонс-младшей пророчили жизнь, полную великих свершений, а на деле она даже не может найти парня, потому что слишком устает от мытья туалетов. Возможно, так бы она и жила, каждое утро проклиная свою жизнь, если бы однажды привычный порядок дел не нарушили покушение на убийство девушки и последующее её спасение ушастым охотником Кейном (Ченнинг Татум).

Выясняется, что Юпитер с рождения была особенной, но не из-за родословной, а из-за того, что в ней повторились гены некоей королевской особы, жившей несколько тысяч лет назад. Конечно, такое генетическое «чудо» не на руку текущему владельцу Земли и других планет, принадлежавших Королеве — перед смертью она вписала в завещание, внимание, саму себя. А населенные миры — это, между прочим, главный межгалактический бизнес: планеты сначала засеивают, а затем популяцию, достигнувшую предела ресурсов своего «пастбища», пожинают, перерабатывая в омолаживающий лосьон. Взяв за основу такую нехитрую идею, Вачовски вдруг вспоминают про собственное безумие и ни в чем себе более не отказывают.

jupiter-ascending-review-3

Стоит ушастому Татуму впервые предстать перед зрителем, как происходящее превращается в киберабракадабру: антигравитационные ботинки, невидимый летающий мотоцикл, силовой щит, странный гаджет, превращающий стены в порталы — всё новые и новые sci-fi игрушки появляются на экране быстрее, чем можно понять, как они работают или тем более дать им подходящие названия. То же касается и рас: какие-то голлумы-хамелеоны, которые здесь являются наемными убийцами, непонятные крылатые ящеры-горгульи, киборги-модули, стражи с пулеметами вместо рук и бесконечные вариации гуманоидов с причудливыми формами ушей. Весь сеанс я пытался подловить сценаристов, мол: «Ага, а вот это что за зверь? Не объяснили!», но каждый раз, к своему удивлению, тут же получал вразумительное объяснение происходящему. Сценарий пусть и писался по принципу «А почему бы и нет?», но при этом писался с творческой страстью, если не сказать с любовью.

jupiter-ascending-review-5

Всё бы было неплохо, но брата и сестру Вачовски легко уличить в самокопировании. Идея реинкарнации людей уже использовалась ими: сначала в «Матрице», где Нео оказался перерожденным Избранным, а затем в «Облачном Атласе», где вся картина построена на этой идее. Еще одна позаимствованная из предыдущих фильмов идея: засеивание людей для того, чтобы делать из них омолаживающее средство, мало чем отличается от выращивания оных для использования в качестве батареек («Матрица») и совсем немного отличается от клонов, которых перерабатывали в энергомыло, чтобы кормить других клонов («Облачный атлас»). Я даже не исключаю возможности, что так все и задумано, а семейка Вачовски просто так играется со зрителем, ублажая свой творческий гений, но, честное слово, давайте уже что-то действительно новенькое. Потому что осознавать, что нам в который раз подсовывают одну и ту же идею в новой оболочке — всё равно что чувствовать себя обманутым. И даже экшен-сцены уже не производят должного впечатления, кроме разве что одного крутого фаталити.

jupiter-ascending-review-4

«Восхождение Юпитер» получилась спорной, очень спорной, но не безликой картиной. Этакая космическая «Золушка», с любовной линией как в «Красавице и Чудовище» (ну, почти) и с главной идеей, похожей на извращенную интерпретацию сюжета серии Mass Effect. Здесь много крутого экшена, от которого может немного укачать, причудливые костюмы персонажей и сложный моральный конфликт: если человек живет ради потребления, то должен ли он потреблять себе подобных? Увы, эта дилемма так и останется нерешенной, оставив для развязки лишь локальную проблему, возникшую в жизни героини. Нет никаких сомнений, что значительную часть сценария оставили под возможные сиквелы, и я сильно сомневаюсь, что оно того стоило.

60


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!