Бэтмен: Убийственная шутка – Улыбочку, вас снимают!

Комиксы про величайшего готэмского детектива беспрерывно выходят вот уже почти 80 лет. За это время авторы вдоль и поперек изъездили тему вечного сражения Бэтмена, сталкивая его с неисчислимым количеством врагов, много раз пересматривали саму идею становления супергероя, создавая множество альтернативных вселенных и перезагружая целые серии. Неизменным, зачастую, остается только одно – Джокер. Прошлое величайшего противника Бэтмена, пожалуй, и по сей день покрыто тайной, но в конце 80-х Алан Мур, известный на то время благодаря своим «Хранителям» и «V – значит Vендетта», и художник Брайан Болланд решили попытаться исправить сложившуюся ситуацию и «создать» Джокера.

Графический роман «Бэтмен: Убийственная шутка» от начала и до конца посвящен Джокеру, в то время как роль Бэтмена (что весьма необычно, глядя на название) здесь отведена на второй план. Показать ориджин клоуна-убийцы авторы взялись путем введения двух параллельных сюжетных линий, одна из которых происходит в прошлом, а вторая – в настоящем. На протяжении всей истории Джокер преследует одну цель – он хочет доказать, что для превращения здравого человека в полного психа нужен всего лишь один плохой день. Сама идея «одного плохого дня» непосредственно переплетается с прошлым персонажа. Но в то же время в его замыслах нет желания отомстить кому-либо за случившееся с ним – он просто одержим мыслями о бесполезности и отвратительности человеческого здравомыслия.

Прошлое Джокера подано небольшими флешбеками внутри основной сюжетной линии, и, так как события прошлого и настоящего идейно связаны, вся история воспринимается как единое целое. Кроме того, авторам удалось показать не только «рождение» главное врага Бэтмена, но и становление Барбары Гордон Оракулом, которое в дальнейшем сильно повлияет на всю комикс-вселенную DC. Интересно то, что художник, Брайан Болланд, был не в восторге, работая с прошлым столь загадочного суперзлодея. Он по сей день считает, что не стоило раскрывать подробности прежней жизни злодея, но при этом придерживается мнения о том, что описанное в романе – лишь одна из вероятных возможностей развития событий, потому как сам Джокер давно уже не помнит, как жил до произошедшего с ним.

Вспоминая о Бэтмене, следует сказать, что «Убийственная шутка» – один из лучших комиксов, который максимально точно описывает взаимоотношения между Брюсом Уэйном и Джокером, которого нередко называют, в своем роде, зеркальным отражением готэмского стража. Джокер видит в Бэтмене такого же слетевшего с катушек человека, которого тот самый «один плохой день» заставил облачиться в костюм летучей мыши. Брюс же уверен в том, что рано или поздно их играм придет конец, и кто-то должен будет умереть от рук другого, но в то же время не хочет этого допустить.

Рисунок Брайана Болланда поражает четкостью линий и детализацией как персонажей, так и окружения. Порой трудно поверить, что в конце 80-х мог выйти комикс с графикой столь высокого уровня. Брайан приложил руку не только к первоначальному изданию, а и к переизданию «Убийственной шутки», в котором сам выполнил роль колориста, полностью преобразив историю. Флешбеки были поданы в черно-белой палитре с постепенно нарастающим красным цветом на определенных объектах, а всё остальное, то бишь основная сюжетная линия, перекрашена в более мрачные и глубокие цвета.

«Убийственная шутка» по праву может считаться уникальным произведением в виду своего формата. На момент первой публикации комикс не был разделен на выпуски – это была законченная история, которую авторы уложили в 46 страниц. На русском языке издательством «Азбука» было выпущено именно переиздание комикса с обновленными цветами и немалым количеством дополнительных материалов. Безупречным это издание назвать трудно, но все же оно намного лучше, чем недавнее «Возвращение Темного Рыцаря». В отличии от западного делюкса, русскоязычный не может похвастаться стильным фиолетовым тиснением. Возможно, происшествие с переплетом прошлого комикса о Бэтмене заставило «Азбуку» задуматься об использовании тиснения с заливкой. Также буквально на первых страницах имеются две опечатки. Не критично, но общее впечатление от издания слегка портится.

Спойлер Показать

 

Алан Мур и Брайан Болланд в свое время пошли на большой риск, ведь прописать историю становления столь неоднозначного персонажа – дело не из простых. Тем не менее, писательский талант Мура и художественное мастерство Болланда дали о себе знать: «Убийственная шутка» на сегодняшний день считается общепризнанной классикой и, пожалуй, самой каноничной предысторией Джокера. Более того, уже в конце июля выйдет одноименная экранизация комикса в виде анимационного фильма, что делает приобретение комикса, как первоисточника, еще более ценным.

90


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!