О подвигах легендарного короля Артура существуют многочисленные легенды. Именно он собрал рыцарей Круглого стола, искал Святой Грааль и рубил врагов магическим Экскалибуром. Но классическое прочтение знаменитых сюжетов не для Гая Ричи. Одиозный британец начал крушить все существующие каноны ещё в «Шерлоке Холмсе». «Меч короля Артура» подымает градус сумасбродства ещё выше: из фольклорного предания легенда об Артуре превратилась в гангстерскую комедию с безрассудными головорезами в главных ролях.
Когда-то люди и волшебники жили в мире. Но могущественный маг Мордред объявил Англии войну. Эти события происходят за кадром. Поэтому фильм открывается сценой эпической обороны Камелота от инфернальных слонов. Король Утер (Эрик Бана) с помощью выкованного Мерлином Экскалибура одерживает победу в жаркой схватке. Но вскоре после триумфа погибает от рук своего брата Вортигерна (Джуд Лоу). Чудом спасшийся сын Утера, по совместительству истинный наследник престола, оказывается в борделе, и годами изучает кунг-фу, чтобы собрать собственную банду и подмять под себя Лондиниум. Лишь через 40 минут после начала фильма Гай Ричи вспоминает, что снимает кино не про мелкого рэкетира, а про будущего короля. Поэтому Артур как-то нехотя вытаскивает меч из камня, чтобы, наконец, исполнить своё предназначение и взойти на трон.
Если вы когда-то зачитывались оригинальным эпосом, то происходящее на экране, скорее всего, вызовет у вас недоумение. Мерлин у Ричи проходит как второстепенный персонаж, рыцари Круглого стола сплошь гопники и воры, а Артур — типичный трикстер, то есть морально неоднозначный персонаж. Он лжет, лукавит, поступает безрассудно и глупо. Но не влюбиться в этого плута невозможно. Чарли Ханнэма впору сравнивать с Джонни Деппом. Мало кто ещё смог бы вжиться в этот образ так, чтобы персонаж выглядел максимально органично. Артур остроумен в диалогах, свиреп в батальных сценах, да и тащит на себе весь фильм. Джуд Лоу, наоборот, разочаровал. Его Вортигерн хорошо сыгранный, но абсолютно невыразительный злодей. Весь фильм он постепенно воздвигает башню во славу тьмы. Но зачем и почему? Этого зритель не узнает.
К выстраиванию саспенса также множество вопросов. Гай Ричи взял на вооружение очень спорный монтажный приём. Он прогоняет за пару минут кучу важных для понимания фильма событий. В результате зритель теряется в сумбурном повествовании. Ведь только что на экране был лес, а через пару мгновений — разгар уличного сражения. Правда, иногда приём всё-таки работает. Сцена трехминутного превращения Артура из голубоглазого мальчика в мускулистого бородача — один из самых запоминающихся моментов фильма.
Ещё одной проблемой картины стало несоответствие творческих амбиций и выделенного бюджета. Шикарная вступительная битва сразу вызывает в памяти «Властелина Колец». Но, увы, других масштабных баталий в фильме нет. Остальные сражения можно назвать разве что стычками, потому как бьются там жалкие кучки людей. Скучать, правда, не приходится благодаря безукоризненному чувству стиля у Ричи. Оператор выхватывает самые сочные кадры, из колонок орет зажигательный саундтрек, а благодаря клиповому монтажу экшн прерывается лишь на пулеметные словесные перепалки между персонажами.
«Меч короля Артура» получился не просто очередным современным взглядом на легенду. Это ещё один хулиганский фильм от автора с ярко выраженным собственным стилем. Поэтому ругать его не особо хочется. Подобно Джеймсу Ганну с его «Стражами Галактики», Ричи гнёт свою линию вопреки мнениям продюсеров и общественности. И даже при наличии спорных решений фильм смотрится намного живее любого из набивших оскомину грохочущих блокбастеров.
Благодарим киносеть «Монитор Красная Площадь» за помощь в подготовке материала.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!