[Концепт колонка] #2 «Пятый элемент»

Сейчас я вряд ли вспомню, что в моем детстве было раньше — один из эпизодов саги Лукаса или же фильм с летающими желтыми такси, инопланетной женщиной-певицей и рыжеволосой бестией в исполнении Милы Йовович. Однозначно «Пятый элемент» Люка Бесонна стал неким прорывом фантастики 90-ых на фоне всех кассетных записей той эпохи, и по мне сильной альтернативой, по отношению к выходящей ровно через год «Новой надежде» Звездных войн. В то время формировалось само по себе определение «блокбастер». За пару лет быстрыми шагами эволюционировала CGI-анимация, разновидности спецэффектов и даже раскрутка крупных высокобюджетных проектов с громкими премьерами, какие мы привыкли видеть в кинематографе сейчас. Более того, в 1997 году Люк Бессон, может не впервые, но убедительно показал, каким будет наше будущее через пару столетий. Это был настоящий культурный феномен, который невозможно представить без роскошных космических кораблей, хитроумных гаджетов и строптивых внеземных цивилизаций. Немногие знают, кем и где был создан весь умопомрачительный внешний облик «Пятого элемента», так что настало время окунуться в эту интересную историю.

Стоит начать с некой предыстории, которая берёт начало с улочек славной столицы Франции. При чём тут Париж? Кроме знаменитой кухни, Эйфелевой башни и превосходящей концентрации искусства на квадратный метр, этот город отличает одна очень любопытная мания — комиксы, или как их здесь называют «Bandes dessinees»!!! Французы ещё с возникновения данного культурного явления в 19 веке испытывают слабость к историям, рассказываемым в картинках. В городе есть множество специализированных лавочек, а еще больше и самих профессионалов этого непростого дела.  Чего и говорить, графические романы — 9-ый по важности вид искусства, поддерживаемый правительством.

Именно в Париже проживают два величайших комикс-мэтра, Жан Клод Мезерье (Jean Claude Mezieres) и Жан Жиро (Jean Giraud), он же «Moebius». Их совместный творческий путь лежит еще с мольбертов в художественной школе. Два юных художника стали друг другу почти братьями, но позже Жан Клода с родителями депортировали в штаты. В то время вестерн был на пике своей популярности и кружил голову многим, включая молодого Жан Клода (его работа Blueberry). Следующей предпосылкой к созданию «Пятого Элемента» стала успешная новелла «Valerian», повествующая о космическом агенте и его путешествиях во времени. Оба комикса стали легендами на книжных полках и продолжают выпускаться по сей день. В это время Мёбиус в своих работах создаёт фирменный неповторимый стиль — выходит серия Metal Hurlant, более известная, как Heavy Metal.

   Неудивительно, что где-то на улицах Парижа работами двух гениев комиксов зачитывался юный Люк, мечтая снимать кино. И вот уже через двадцать лет, в студии художников раздаются звонки от Бессона с идеей грандиозного фантастического фильма. Работа над проектом под кодовым названием «Zaltman Bleros» началась в 1992 году. С самого начала местом действия был футуристический Нью-Йорк, а история рассказывала о путешествиях в отдаленные миры. Первым делом на бумаге, конечно же, стали появляться различные космические аппараты.

первый скетч Ньй Йорка от Мезерье

Конечный вариант уже из фильма
Конечный вариант уже из фильма

Мезерье взял на себя ношу придумать Нью-Йорк действительно нового времени. Вместо холодных башен из стекла и бетона, какие мы привыкли видеть в любом sci-fi мегаполисе, в его видении было создано нечто яркое, в первую очередь отражающее повседневную жизнь  миллионов людей, живущих в подобном городе. Узнаваемая цветовая гамма из коричневых оттенков существующего «большого яблока» с легкостью была перенесена в новую версию. Именно тогда Мезерье придумал концепт знаменитого летающего такси, которое, по мнению Бессона, вышло «забавным».

Кроме Мёбиуса и Мезерье, над проектом также трудился десяток молодых художников. Несколько месяцев каждый придумывал свой концепт инопланетной расы, играющей, наверное, главную роль во вселенной фильма — загадочные «Мондошаваны» в своих золотых скафандрах. Это в первую очередь существа-совершенства, хранители покоя во вселенной. Их облик должен был передавать задумку сценаристов лучшим образом.  Абсолютно противоположной стороной становятся Мангалоры, образ которых вышел куда привычнее для жанра. Существа с уродливой внешностью, с пушкой вместо мозгов наперевес, одним своим видом кричащие: «мы тут плохие ребята».

 

 

Место действия Floston Paradise появилось на свет чуть ли не за пять лет до задумки фильма. Это необычный тип корабля и одновременно роскошный курорт, представляющий из себя нечто колоссальное. Флостон отлично бы смотрелся и под водой, и над водой и даже в космосе. Мёбиус одним карандашным наброском  смог найти идеальную форму корабля. Для интерьеров художники вдохновлялись ранними работами Мезерье. Люку очень понравились огромные холлы со стеклянными потолками, где можно было увидеть небо, впрочем,  он попросил нарисовать что-то похожее…


Неким символом «Пятого элемента» стал чарующий образ инопланетной дивы Флава Лагуны. За ее невероятный голос, а точнее за потрясающую работу звукорежиссеров, фильм был номинирован на Оскар. В процессе создания данного персонажа,  каждый художник команды должен представить свое виденье фантастической певицы: от жути походящей на собратьев Гигеровского «Чужого», до той красоты, что мы видим уже на экране.



 

Месяцами в Парижской студии Мезерье, Мёбиус и другие участники талантливой команды, придумывали, создавали и открывали вселенную Zaltman Bleros. В 1994 году Люк Бессон выпускают свою драму «Léon», благодаря кассовому успеху которой работа над амбициозным «Пятым элементом» пошла полным ходом. Съёмки переехали в Лондонскую Pinewood studio. Удивительно, насколько детально были воссозданы декорации по наработкам художников. К примеру, Мезерье удивлялся, что даже его мелкий арт с изображением вертикального метро (картинка ниже)  во всей красе оказался и в самом фильме. Бессон привлек в работу над фильмом многих выдающихся деятелей Франции. Многие костюмы на экране шли с иголочки самого Жан-Поля Готье.


Зург в исполнении молодого Гари Олдмана
Зург в исполнении молодого Гари Олдмана
"Корбен, милый!..."
«Корбен, милый!…» в исполнении Криса Такера
mezieres-labo-de-leeloo
Один из самых забавных эпизодов в кинематографе
Ну и на по следок, девушка совершенство Лилу в исполнении Милы Йовович.
Ну и на по следок, девушка совершенство Лилу в исполнении Милы Йовович.

 

«Пятый  элемент» вошел в историю кинематографа, как настоящее культовое кино. С нуля был создан новый мир, картинам будущего которого хочется только верить. При всем том, что произошло за 16 лет (несколько смена формата, наступление 3D и IMAX и многих других вещей), историю Корбена Даласа и его встречи с незнакомкой Лилу каждый раз пересматриваешь на одном дыхании, а было это точно десятки раз, и, я уверен, буду возвращаться к работе Бессона снова и снова.

P.S. К моему глубочайшему сожалению, при написании данного поста оказалось, что Мёбиус уже год как покинул эту землю…


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!