Шедевр — Пессимистичный оптимизм

Тема изобразительного искусства не сказать, чтобы достаточно редкий зверь в кинематографе, но иногда в проектах можно наблюдать некое пренебрежительное отношение второго к первому. Словно повзрослевший капризный ребенок радостно выбегает наконец-то из родительского дома и начинает поносить все те устои, на которых он строился. К счастью, для нас «Шедевр» (в оригинале «Мой маэстро») совсем не такой фильм. Это произведение, которое использует живопись лишь как интересный антураж и совсем не пытается подавить своего зрителя чувством собственного превосходства или каким-то эффектом возвышенности только потому, что связано с искусством, в отличие от, например, «Бархатной бензопилы» Гилроя.

Картина рассказывает про двух друзей, живущих в Буэнос-Айресе. Один знаменитый когда-то художник Ренцо Нерви, очень сильно переживающий по поводу утерянной славы, но не готовый идти на уступки ненавистного ему капиталистического общества. Второй предприимчивый арт-дилер Артуро Сильва, который может быть давно и отвернулся от своего приятеля, но общее прошлое слишком крепко связывает их вместе. Однако очередная халтура, которую он подгоняет своему другу, оборачивается из-за невыносимого нрава живописца полным фиаско с привкусом трагедии. И тогда Артуро решается на отчаянный и не очень законный шаг, в попытке в последний раз помочь Ренцо.

Снял ленту тоже житель Аргентины Гастон Дюпра, который, что примечательно, свои первые шаги в кинематографе начал делать тоже на теме живописи. Его совместный дебют с другом Марианом Коном «Художник» рассказывал про парня, выдающего чужие рисунки за свои. К пятому фильму Гастон нашел в себе силы руководить съемочным процессом самостоятельно, но все это не так важно, как осознание того факта, что «Шедевр» являясь представителем национального кино, легче всего проходит тот самый ценз у достаточно простого и максимально неподготовленного зрителя. А все потому что Гастона больше интересует не какие-то возвышенные мотивы, а идея того, как можно находиться в дружеских отношениях настолько долго, что даже после того, как ты желаешь своему приятелю максимально ужасной и жестокой смерти, всё равно на следующий день снова можешь оказаться у него на пороге.

Собственно, именно к этому и отсылает нас отечественный перевод названия. Ведь все, что мы делаем и как строим отношения с другими людьми, формирует вокруг нас подлинную картину жизни. И не так важно, можем ли мы нарисовать картину, которую какие-то напыщенные критики признают достойным произведением. Гораздо интереснее, удастся ли нам ради близкого человека зайти настолько далеко, что окружающие могут назвать такую жизнь и дружбу только шедевром. Да, в ней будет ложь или даже убийство ради общего блага, но, к большому удивлению, можно сказать, что иногда цель оправдывает средства, особенно когда, на самом деле, никто не пострадает, за исключением разве что чьего-то самолюбия. А что до искусства, то оно всегда будет вечно, как горы хребта Серранья-дель-Агуараге, пока есть те, кто может им и ими наслаждаться.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!