Выдающийся искусствовед и профессор Нью-Йоркского университета Борис Гройс в статье «Поиск русской национальной идентичности» при сопоставлении Востока и Запада высказал мысль о том, что Россия – это бессознательное, «Ид» (по старине Зигги Фрейду) Запада и США в первую очередь. В таком случае позволительно будет добавить, что Ближний Восток — это самый что ни на есть объект либидо для Америки. Свою энергию и потребность во власти родина «Макдональдса» выплескивает весьма агрессивно, и примеров тому много — от войны в Ираке до политики в области Сирии. И ведь это лишь официальные «мероприятия», на фоне которых другие власть имущие и власти алчущие не преминут воспользоваться положением и вступить на территорию высвобождения сокровенных мечт. А что является главным достоянием любого уважающего себя американца? Деньги, конечно же, богатство и процветание. Способы достижения «американской мечты» самые разные, и некоторые ради достижения целей переходят все границы.
Например, Ричард Роппер, антагонист сериала «Ночной администратор» прямо-таки воплощает в себе всё то, что характеризует «типичного американского дельца» в глазах жителя Востока. Алчность, властность, жестокость и невероятная предприимчивость, которые являются отличным подспорьем для проведения операций по нелегальной торговле оружием. В стремлении разбогатеть он не остановится ни перед чем, даже если для этого придётся убить человека, а то и несколько. Как раз убийство возлюбленной, попытавшейся встать на пути кровавого дельца, побудило ночного администратора каирского отеля Джонатана Пайна согласиться на рисковое предложение британской разведки. Теперь он — завербованный агент МИ-6, и его цель — разоблачить преступную деятельность Роппера, благо для этого у него есть все необходимое: богатое армейское прошлое, проницательность и беспристрастность — и в то же время нету ничего, что он боялся бы потерять.
Романы Джона ле Карре (а «Ночной администратор» как раз адаптация его одноименного произведения) – это вам не гламурный «Джеймс Бонд» и уж тем более не начиненная штатовским ура-патриотизмом клюква Тома Клэнси. Одна из лучших экранизаций писателя, «Шпион, выйди вон!», наполнена тихим, подрагивающим саспенсом, который завязан на многочисленных интригах, недоверии, предательствах и разоблачениях. Тонкий психологизм книг ле Карре взят не из воздуха — писатель не понаслышке знаком с работой разведки и шпионскими играми, а потому произведения наполнены мельчайшими нюансами и деталями, которые невероятно точно отражают все тонкости «невидимой войны». Надо отметить, что «Ночной администратор» в этом отношении — едва ли не самое удобоваримое творение, которое запросто можно превратить в вылизанный шпионский триллер, максимально близкий публике.
Что, в принципе, и сделали сценарист Дэвид Фарр, работавший над проходным дурацким боевичком «Ханна. Совершенное оружие», и режиссёр Сюзанна Бир, ответственная за оригинальную и американскую версии драмы «Братья», как раз повествующей о проблемах человека, вернувшегося с войны. Оскароносная постановщица (в её активе награда за лучший иностранный фильм за картину «Месть») сделала максимально доброжелательный мини-сериал, который имеет множество козырей в рукаве для привлечения самой разнообразной аудитории.
Для любителей массового кино тут есть два однозначных достоинства. Во-первых, это любимец телезрителей всего мира «доктор Хаус» Хью Лори. Последний до «Ночного администратора» отказался от многих предложений работы на телевидении, так что его согласие на съемки в этом сериале, думаю, было неслучайным. Злодей из Ричарда Роппера получился что надо: Лори недаром считают величайшим британским актером; впечатляет смотреть, как торговец смертью в его исполнении то пышет нежностью, нянчась с сыном и молодой возлюбленной, то с улыбкой смотрит на уничтожение целой деревни ради демонстрации мощи продаваемого им оружия.
Во-вторых, сериал помог раскрыть актерский талант Тома Хиддлстона, который сыграл в фильме одну из лучших своих ролей и, надеюсь, теперь перестанет ассоциироваться у всех только с Локи. Голливудский красавчик с лицом Томми Вайсо здесь воплощает саму брутальность, машет кулачищами, когда это необходимо, играет голубыми глазками, изображая волнение или гнев, оставаясь «образцовым человечком» в глазах торговцев оружием, в организацию которых он внедрён. Ему удалось передать образ идеалиста, который балансирует на грани, играя с крайне жестокими и опасными людьми и поддерживая жизнь в себе лишь ради мести, как личной, так и за множество других жизней.
Помимо прочих, присутствуют звезда «Агентов А.Н.К.Л.» Элизабет Дебики в роли возлюбленной Хью Лори, напарница Дэвида Теннанта по сериалу «Бродчёрч» Оливия Колман и ярчайший актер из первого сезона «Родины» Дэвид Хервуд, играющие агентов разведки. Все они являются необходимыми связующими звеньями сюжетной линии и свою задачу «отрабатывают» достойно, при этом оттеняя актерскую работу главных героев. Так что по ансамблю тут смелая пятерка с небольшим минусом.
Что же касается драматургии, то тут, в общем-то, всё нормально, благо литературная основа отлично подходит для напряженной шпионской драмы. Но не без огрехов, особенно это касается первых серий, когда зрителя быстро вводят в происходящее, не заостряя внимание на деталях. То, что Пайн проникся любовью к сливавшей информацию о торговцах оружием Софи, подаётся несколько сумбурно, в спешке, как будто создатели хотели быстрее перейти к самому интересному. Да и мотивация подпустившего к себе неожиданно подвернувшегося выскочку Роппера, человека крайне подозрительного, тоже подана весьма сомнительно. Это можно оправдать сжатым форматом в шесть серий, в которые пытались вложить максимально много всего, что есть в книге, но тем не менее провисаний сюжета сей факт не отменяет.
На самом деле придираться все же не хочется. Главное, что сериал держит интерес с первой до последней минуты, задействуя всевозможные средства: богатую режиссуру (снято на плёнку, между прочим), массовые сцены, обширную географию съемок от Ближнего Востока до Швейцарии и, опять-таки, прекрасную игру актеров. Это не фильм про Джеймса Бонда или даже Джейсона Борна, и уж тем более не тестостероновый «Джек Ричер». Сериал в целом нетороплив, размерен, в нем не так много экшена, и вообще по своей «сухости» он скорее напоминает лучшие моменты знакового сериала про Ближний Восток «Родина». Конечно, людей, ждущих хлеба и зрелищ, он, возможно, не слишком заинтересует, даже несмотря на имена актеров. Но тех, кто устал от сидящих на стероидах шпионов и хочет интеллектуального, сложного и выверенного действа, «Ночной администратор» вполне должен заинтересовать.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!