Почему мы боимся спойлеров и как от них защититься?

Для тех, кто может воспринимать новинки кино, сериалов и игр только с девственно чистым сознанием, настали страшнейшие времена. 2019 вполне можно назвать годом спойлеров: фильм «Мстители: Финал» вышел во всём мире на несколько дней раньше России, заключительный сезон «Игры престолов» заставляет опасливых фанатов каждую неделю дежурить по ночам в ожидании новой серии. Сюжет одного из крупнейших игровых релизов года Kingdom Hearts III и вовсе «утёк» в Сеть ещё в декабре 2018-го. Избежать «информационных бомб» становится всё сложнее.

Пришло время разобраться, почему это происходит и как жить дальше. И да, здесь спойлеров, конечно, не будет.

Почему ситуация ухудшается

Кратко: да, интернет, блоггеры и технологии в целом — зло, чума и проклятие. В погоне за дешёвым вниманием на цифровых рубежах люди прибегают ко всё более дешёвым и грязным трюкам, поскольку «традиционный» кликбейт уже приелся. Зато спойлеры ожидаемых релизов, особенно до их релиза (например, в Китае «Мстителей: Финал» начали показывать даже раньше, чем в США), распространяются как чума. И зачастую дело даже не в финансовой прибыли — монетизировать такие сливы, к счастью, вряд ли возможно. Людям просто нравится смотреть, как горит не мир, но интернет.

Но практическое применение тоже есть. Вот, например, редакция газеты «Москва вечерняя» решила: недостаточно написать, что москвичи первыми увидели «Финал» (на ММКФ), статью нужно сделать сочнее, пересказав важный плоттвист. Не на фото, но на той же странице:

Другой пример: редактор раздела «Шапито» издания «Медуза» Максим Иванов написал прощальное письмо персонажу, который выбыл из игры в фильме. При этом уже из заголовка статьи было сразу понятно, какому герою она адресована и что с ним стало. Спустя целый день войны с разъяренными читателями в социальных сетях Иванов поменял заголовок на более завуалированный и добавил в статью объяснительный дисклеймер.

Иными словами, когда спойлеры распространяют обычные пользователи, они руководствуются желанием навредить и привлечь к себе очень краткосрочное внимание. СМИ же делают, по сути, то же самое, хоть и с более «невинной» мотивацией. Ведь столь важные инфоповоды нужно отработать как можно быстрее, иначе можно потерять значительную часть потенциальных просмотров. А для современных интернет-СМИ и блогов это — смерть. Поэтому разборы сюжета горячих новинок появляются моментально, а чтобы догадаться, что там произойдёт (особенно это касается сериалов и «Игры престолов») порой хватает даже картинки в твите.

Лучшее, на что можно рассчитывать в такой ситуации — это уважительное отношение к читателям, то есть явное обозначение спойлерных материалов. Но даже с таким подходом спойлеры, по факту, всё равно распространяются. Это неизбежно.

Из-за этого всё более популярными материалами перед выходом важных фильмов, сериалов и игр становятся статьи в духе «Как избежать спойлеров» (я и сам писал такую в ожидании «Первого мстителя: Противостояние»). В них советуют не читать комментарии (нигде), ограничиться в просмотре не особо нужных соц. сетей, установить специальные фильтры и расширения для браузеров… Но и это не поможет — спойлеры становятся всё более изобретательными.

Многие пользователи «ВКонтакте» узнали концовку «Финала» из гифки, превью которой выглядит совершенно безобидно. Я услышал часть предложения со словами «умрёт» из автоматически зачитываемого доната на стриме игры на Twitch. Спойлеры — новые скримеры, и будет не удивительно, если в ближайшие пару лет их начнут прятать так же изощренно, как авторы той самой «мини-игры» с лабиринтом на заре интернета.

Превью гифки, которая заспойлерила многим последних «Мстителей»

Изолировать себя от спойлеров можно только полностью отказавшись от Интернета

Хотя и это не даст 100% гарантии. Весь прошлый год я провёл на армейской службе, где был практически изолирован от цивилизации. Но некоторые сцены «Войны бесконечности» там мне заспойлерил сержант, в качестве дисциплинарной меры (нужно ли говорить, что в дальнейшем мы не поладили).

Имееют ли спойлеры значение

Само слово «спойлер» происходит от английского to spoil — портить. Но если что-то названо определённым образом, это ещё не значит, что тут нет места обсуждению.

Одно можно сказать точно: сливать сюжетные повороты произведения до его выхода в мир аморально. В 2011 году издание Kotaku слило информацию из файлов Call of Duty: Modern Warfare 3 задолго до выхода игры, подав это как «эксклюзив». Утечка стала ударом для разработчиков игры, которым пришлось срочно переделывать концовку. А сегодня Kotaku корит отдельные игровые студии за переработку сотрудников. Интересная ситуация.

Можно вспомнить много примеров, как подобные сливы вредили разработчикам, съёмочным группам и не только. По сути, заниматься подобным — равно саботировать чужой труд. Я никогда не забуду новость про то что Lucasfilm пришлось использовать «боевых» дронов на съёмках новых «Звёздных войн», чтобы сбивать дроны-папарацци, норовящих заснять очередной «эксклюзив».

Но после того как продукт становится доступен массам, естественно, его начнут обсуждать. И если раньше я однозначно придерживался позиции, что «спойлерить — смертный грех», то теперь смотрю на это несколько иначе. Да, элемент сюрприза усиливает эмоции, впечатляться чем-то с чистым сознанием — особенный опыт. Но вот вам (не такая уж) свежая мысль: если вы не получили удовольствия от фильма (сериала, игры или книги) из-за спойлера — значит, он изначально был не таким уж хорошим.

Будучи «антиспойлер-радикалом» в прошлом я знаю, что свыкнуться с такой идеей сложно. И сказанное выше не значит, что намеренно спойлерить кому-то ожидаемое ими произведение — это окей. Но и «принимающей» стороне стоит начать относиться к ним как к обёртке подарка — без неё восторга может быть меньше, но хороший подарок это не испортит.

Скажу больше, фобия (мания?) спойлеров уже становится угрозой самому творческому процессу. Показательный пример — те же «Мстители: Финал». Чтобы актёры не могли выдать сюжетные повороты картины, режиссёры братья Руссо намеренно вводили их в заблуждение и давали минимум контекста сцен. Бри Ларсон, исполнившая роль Капитана Марвел, рассказала, что получала отдельные страницы сценария непосредственно на съёмках, но даже в них не было ничего, кроме её реплик, остальной текст закрасили чёрным маркером. О подобном опыте рассказали и другие актёры. Каким чудом они смогли хоть что-то сыграть, порой находясь в пустой комнате с зелёным экраном и без малейшего понимания происходящего — загадка.

Что дальше

Культу вокруг плоттвистов пора перестать существовать (прости, М. Найт Шьямалан). Никакой спойлер не испортит вам «Безумного Макса: Дорогу ярости», «Прибытие» можно пересказать только целиком, а твист «Бегущего по лезвию 2049» ещё нужно доказать самому себе. Даже самая линейная игра, если она хороша, при личном прохождении даст эмоции, лишить которых не сможет любой спойлер.

Повторюсь, сказанное не значит, что спойлеры должны поощряться, это всё ещё дурной тон и (если сделано умышлено) неуважение к другим. Тем не менее заставлять себя ходить по углям или отправляться в отшельничество в страхе перед спойлерами — это ещё хуже, чем случайно их словить. Большая часть морального ущерба от них кроется в вашей психологической установке: «узнаю хоть что-то — уже будет неинтересно смотреть/играть/читать». Не будет.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!