[Рецензия] Company of Heroes 2 — Героический бред (Синглплеер)

Всегда непросто говорить об играх, созданных по мотивам истории твоей страны совершенно чужими людьми. Да что там, абсолютно иной нацией. С одной стороны, ты прекрасно понимаешь, что объективная картина, недоступная даже нашим историкам, всё равно утонет в клюкве. С другой стороны, иногда клюква бывает уместной, весёлой, нарочитой и сделанной со вкусом. Все эти эпитеты к героине нашей сегодняшней, скажем прямо — запоздавшей рецензии не относятся. Написание мнений на игры типа Company of Heroes 2 всегда хочется оттянуть “на потом”, сорвать дедлайн, потрепать нервы редактору и буквально на краю редакционной пропасти вымучить из себя несколько абзацев. Почему?

company-of-heroes-2-20120816052756942

Видите ли, как игра Company of Heroes 2 является практически эталонной позиционной тактикой с невероятно сильной мультиплеерной составляющей, на которую мой коллега даже накатал отдельный материал. Давайте прежде чем затрагивать главный и самый болезненный минус игры всё-таки поговорим о позитиве. Во-первых, со времен первой части поменялось пусть не сильно многое, однако этого более чем достаточно, чтобы одиночная кампания стала заметно динамичнее. Суть примерно та же. Есть точки, есть борьба за каждый миллиметр площади, а микроменеджмент порадует даже утончённых бухгалтеров. На солдате разве что резинку от трусов нельзя поменять. При этом многие “новинки” пришли в гости из серии Dawn of War, взять те же превозмогающие огнемёты. При условии, что вы дотащите отряд до точки — это некий аналог Губительного Клинка для любого, в чьём фаворе тактика залёживания в норах и отсиживания в руинах.

В общем и целом базовый геймплей CoH без особо сильной переработки блестяще лёг в сеттинг заснеженного Сталинграда. А благодаря переносу событий с тёплых берегов Нормандии в неприветливые степи низовья Волги, в игре появилась и единственная серьёзная новая фича — Генерал Мороз. Работает он достаточно тупо, но эффективно. Если на улице, как говаривал наряженный в ушанку герой Шона Коннери, “холодрИга”, то готовьтесь к массовому падежу юнитов в неумной попытке отойти от источника тепла (домика, к примеру) и взять далеко расположенный вражеский редут. Раздражает лишь то, что механика эта постоянна. Она вполне бы уместно смотрелась на одном-двух уровнях, но потом скорее раздражает, нежели радует. Стоит, однако, признать, что снег и морозец заставляют твою задницу не отсиживаться в блиндажах, а шевелиться. Динамика, что с неё взять.

 Company of Heroes 2 - 92

Пары слов заслужила и аудиовизуальная презентация игры. Она на уровне, хотя время от времени что в музыке, что в движке проскакивает слегка бюджетная природа продукта, чья активная фаза разработки пришлась на финансовый крах изначального издателя THQ.

Отдельной похвалы заслуживает режим “Театр Войны”, который представляет собой серию достаточно крепких миссий для одиночной игры и кооператива. Расписывать режим в деталях не имеет смысла. Это некий аналог челленджей из C&C: Generals, только с мультиплеером.

Company of Heroes 2 - 45

Раздражают в одиночной игре, правда, скрипты, местами чрезмерно навязчивые. Неубиваемый “Тигр” еще долго будет сниться в кошмарах многим любителям RTS. Эта, как и некоторые другие миссии, вызывают стойкое дежа вю с Dawn of War 2. И, честно говоря, если бы разработчики улетели прочь от Восточного Фронта на ледяную планету Вальхала, дела у игры пошли бы гораздо лучше. И вот почему.

Бывали минуты, когда люди, глядя на  текучую,  покрытую  мелкой  волной Волгу,  ощущали реку как неподвижность, у берега которой зыбилась трепещущая земля. Сотни советских тяжелых орудий вели огонь  из  Заволжья. Над немецким расположением у южного склона Мамаева кургана вздымались комья земли и глины.

 Василий Гроссман, “Жизнь и Судьба”

Признаемся — даже россияне порой не в праве ругать западных писателей, режиссёров и разработчиков за то, что те путаются в нашей истории и порой несут феерическую ахинею. Даже мы, жители бывшего СССР, до сих пор не можем прийти к какому-то консенсусу по решительно любой странице нашей тяжёлой и, что уж скрывать, кровавой истории. Кто-то может даже обвинить автора рецензии в цитате, которую он взял из далеко не самого светлого произведения о Войне. Идеологическая каша в головах — это данность и при знакомстве даже с отечественными произведениями медиа с этим надо мириться. Ну а западные проекты лучше даже не пропускать через сито исторической объективности — сеточка порвётся.

 Company of Heroes 2 - 87

Но загвоздка вот в чём. Даже по меркам краснознамённой клюквоносной западной трактовки советской истории Company of Heroes 2 выглядит дико. Опять же давайте избежим углубления в детали, поскольку в этом дерьме можно просто потонуть, возьмём лишь общие знаменатели. Да, игра обильно черпает и сцены, и архетипы из достаточно дурацкой картины “Враг у Ворот”. Фишка, однако, в том, что и советское командование ведёт себя как полные дебилы, да и сами немцы из угрожающей олицетворённой силы мирового зла низведены до роли орков из WH40К.

Совершенно бессмысленное шапкозакидательство (игра так и советует при загрузке, не жалеть новобранцев, Родина ещё нарожает), безумное количество заградотрядов, расстрелы солдат фактически ни за что, безликие нацисты… Всё это было бы уместно, красуйся на штандарте игровых юнитов двухглавый орел Империума и будь фашисты покрашены в зелёный цвет. Однако с точки зрения не то, что гуманизма, но банальной человеческой природы происходящее в CoH2 выглядит вызывающе. Простая подсказка девелоперам — если бы советские войска действительно занимались бы таким трэшем и угаром у себя в тылу и на передовой, то краснознамённая рабоче-крестьянская кончилась бы уже в сорок первом. Чисто физически бы иссякла.

company_of_heroes_2_1

Всё это, и не только, здорово мешает переваривать в общем-то неплохо поставленный кинематографичный сюжет, который обставлен скорее в духе сюжетных шутеров, нежели RTS. Впрочем, кого здесь, в России это волнует? Стена возмущения, возникшая у любого, просто потопит в себе все плюсы сингла. Увы и ах. Ну а Запад проглотит и попросит добавки. Ему, при полном попустительстве наших игроделов, киношников и писателей уже не привыкать.

А мы пожелаем лишь того, чтобы Relic завязали с советскими полями боя и принялись бы наконец за Dawn of War 3. Ведь сингл CoH2, наполненный мясом, жестокими комиссарами и пафосом, как ничто другое доказывает, что лавры Дэна Абнетта всё не дают канадцам покоя.

 А в небе от  восхода  до  заката  ныли  немецкие  пикировщики,  долбили горестную землю фугасными бомбами. И в сотнях голов жила колючая, жестокая мысль о том, что же будет завтра, через неделю,  когда  полоска  советской обороны  превратится  в  нитку,  порвётся,  искрошенная  железными  зубами немецкого наступления.

Василий Гроссман, “Жизнь и Судьба”

Для западного геймера

80

 

Для отечественного геймера

70

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!