Шазам — Марвел в колготках

В тот момент, когда фильмы про супергероев разучились удивлять, ориджины превратились в наборы штампов, а от одной студии (DC, ага) уже и не ждёшь ничего сносного, появляется он — «Шазам». Кино возникает буквально ниоткуда, берёт неизвестного широкой аудитории героя и выдаёт прекрасную историю о взрослении, семье и магии. Вкупе с обаятельным главным героем и его раздолбайским альтер-эго (Закари Ливай), которым не нужно искать какую-нибудь Школу чародейства и даже из родной Филадельфии нет смысла уезжать.

Главный герой тут — Билли Бэтсон, внешне напоминающий Ивангая или Арью Старк. Его отправляют из детского дома в приёмную семью, и в это же время старый волшебник решает передать ему свои силы, чтобы тот сразился с силами тьмы. Непростая неделя выдалась… Теперь, чтобы превратиться в могучего героя, Билли лишь нужно крикнуть «Шазам!».

Фильм не похож на остальные ленты про супергероев, он даже не пытается им подражать. Шазам предпочтёт подколоть Аквамена или постебаться над Бэтменом, вставить пару-тройку отсылок на поп-культуру и небанально пошутить. В этом кино превзошло большинство конкурентов из Marvel, которые используют юмор в строго дозированных количествах и обычно спойлерят такие моменты в трейлерах. Из ближайших аналогий напрашивается «Дэдпул», но его пересматривать не захочется. Да и даже в первый раз накапливалась усталость от тонн сортирного юмора.

Конечно, встречаются у Шазама и плоские шутки, и слишком ребяческие — ну так ведь и кино про подростка! И для подростков в первую очередь. Кто же из нас не мечтал по одному только слову превращаться во всесильного супергероя, умеющего летать, стрелять молниями и поднимать автобусы? Любой ребенок, получив такие способности, будет совершать глупые поступки, восторгаться собой и поступать эгоистично по отношению к друзьям.

Тональность у фильма совершенно особая. Он отличается не только от любых картин «Саги Бесконечности», но и от предыдущих проектов DC. И это прекрасно. Изначальный прицел на реалистичность, драму и мрачность сценария (и каждого кадра) не сработал, а уподобляться Marvel было бы вторично. И такое кино, как «Шазам», стало просто глотком свежего воздуха в пучине супергеройского засилья на экранах. Во-первых, новый персонаж. Во-вторых, персонаж-подросток. Такой результат больше роднит «Шазама» с фильмами 80-х, где главные герои — дети, попадающие в приключения.

Спорные моменты есть, но они нисколько не портят фильм. Про малое количество экшена и типичного злодея с детской травмой говорить не хочется, потому что есть куда более заметная проблема. Билли — немногословный интроверт, а в виде супергероя он словно срывается с катушек.

Из-за этого нет ощущения, что перед нами один и тот же герой, потому что то от него лишнего слова в кадре не услышать, то после превращения он позирует на публику и танцует чуть ли не Skibidi. А ещё говорит каждому встречному «Приветики, я супергерой». В одной сцене он ловко одурачивает копов, будучи, по сути, ребёнком, а в облике Шазама неуклюже пытается купить пиво в магазине. Представим на месте четырнадцатилетнего Билли кого угодно другого, вёл бы тот себя также? На первых порах кажется, что нет — уж слишком они с Шазамом получились разные. Даже мимика и манеры отличаются. Наш Билли же не Миллиган, чтобы вмещать в сознании сразу несколько личностей. Хотя различие постепенно стирается по ходу фильма. Наверно, привыкли друг к другу. Или мы привыкли к ним.

И нет никакого пафоса (зато много стёба над ним), сложных конструкций или претензий на эксклюзивность. Только детская непосредственность, восторг от новых сил и несколько противоборств с главным гадом.

Ещё отличие — в картине нет глобальной угрозы миру и сверхсильного злодея (ну сейчас нет, хотя в сценах после титров показали намёк на продолжение). Пока Супермен сражается со Степпенвульвом, Аквамен борется за Железный Подводный трон, а Мстителей планомерно истребляет Танос, здесь на свободу вырываются Семь смертных грехов в обличии мерзких монстров. Только, почему-то, они всегда сидят внутри антагониста доктора Сивана (Марк Стронг) и выходят на прогулку только когда их сутенёр скажет «Фас». Поэтому глобальных разрушений нет, как и массового помешательства или смертоубийства, а финальная схватка проходит всего лишь в парке аттракционов. Но эта декорация
— вполне адекватная замена привычному нам всем масштабу и эпику, поэтому смотрится не глупо, а органично.

Так что Шазам на текущий момент — это лучшее, что случалось с киновселенной DC за, наверно, десяток лет. Надеемся, что такого курса боссы студии будут придерживаться и в дальнейшем, потому что хочется ещё.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!