Бойлерная #8: Миллионер из трущоб

После перерыва мы продолжаем говорить о творчестве Дэнни Бойла в рамках проекта «Кинодиссея». И сегодня мы поговорим об одном из самых больших успехов режиссёра – фильме «Миллионер из трущоб».

Молодого парня по имени Джамаль держат в полиции. Он практически выиграл 20 миллионов рупий в индийской версии телешоу «Кто хочет стать миллионером?», однако на предпоследнем вопросе его задержали, подозревая в мошенничестве. Почти-миллионер рассказывает историю своей жизни – как он вырос в бедном квартале Мумбаи, как потерял мать, и как пережил ещё тридцать три несчастья.

В предыдущем фильме, «Пекло», Бойл ударился в гуманизм и веру в человечество. В «Миллионере» он сужает поле зрения до одного-единственного человека. Перед нами история необыкновенной личности, настоящая легенда о мальчике, который вышел из грязи в князи, преодолев невзгоды… Бла-бла, под этот фильм вполне подходят все многочисленные клише, которые только могут быть применены к такой вот болливудской сказке на европейский лад. Тем не менее, как заметил в своё время один критик, «разложи этот фильм на составляющие – и все они покажутся минусами, но…». Нет, не но. Давайте разберёмся, почему «Миллионер из трущоб» — чрезмерно раздутый фильм, которому переборщили с наградами на «Оскаре». И давайте договоримся – спойлеры будут, если вы вдруг не смотрели фильм и боитесь испортить впечатление о нём, не читайте дальнейший текст.

В первую очередь, хочется подвергнуть критике самый финальный вопрос, который в итоге принёс герою 20 миллионов рупий. Все мы в детстве смотрели «Кто хочет стать миллионером?» (а то и сейчас кто-то смотрит). И все мы прекрасно помним тот градус напряжения, который возникал, когда очередной участник телепрограммы всё ближе подходил к финальной сумме – ведь сложность вопросов увеличивалась. Но какой вопрос задают в конце Джамалю? Имя третьего мушкетёра из романа Александра Дюма! Если учесть тот факт, что творчество французского писателя проходят даже в школах мумбайских трущоб (вспомним учителя, который читает книгу герою и его брату), ставить подобный вопрос перед финальной суммой в 20 миллионов – верх глупости со стороны продюсеров телешоу. И со стороны сценариста фильма тоже не самый умный – когда ответ известен заранее, вся интрига пропадает, особенно когда знаешь о том, что главный герой в любом случае победит.

Но что самое главное – сама идея выигрыша героем любой суммы денег за счёт того, что ему случайно попадаются те вопросы, ответы на которые он знает, это как-то… безвкусно, что ли. Сценарист Саймон Бофой, впоследствии написавший Бойлу «127 часов», получил «Оскар» вполне заслуженно – он смог достойно адаптировать роман Викаса Сварупа, перемешав пласты повествования и вывернув всё действо наизнанку. Фильм идёт в двух направлениях, в прошлом и настоящем, перемешивая действие в таком порядке, что зритель при всём желании не заскучает: к очередному вопросу из телепередачи подводит зарисовка из прошлого Джамаля, которая обрисовывает ещё одну черту его характера.

Но вот в чём проблема. Это фильм не о «сильном человеке, выбившемся в люди из нищеты». Весь успех главного героя основан исключительно на его собственном везении, а не на стараниях. Его не вышвыривают из дома возлюбленной подручные её «папика», приняв Джамаля за повара – вот это совпадение (даже несмотря на то, что всё-таки им был нужен посудомойщик, а не повар)! Он каждый раз успешно убегает от полиции после очередного грабежа – а если его и ловят, то как нельзя кстати попадаются добрые американцы, которые, погладив того по голове, ещё и долларовую бумажку дают. Даже маленького божка Раму на улице (то ли реального, то ли специально подкинутого доброй судьбой) он встречает в далёком прошлом, во время побега от вооружённых мусульман, чтобы обязательно потом вспомнить о нём на телепередаче! Феноменальная память, тут и таблеток из «Областей тьмы» не нужно, впрочем, имя Арамиса он всё равно почему-то не знает при таком невероятном складе ума, но кто бы мог подумать – назвав наобум, он выигрывает! Фильм стоило назвать «Везунчик из трущоб», ибо миллион главного героя лишь результат удачи.

Есть мнение, что история «Миллионера из трущоб» — это такая современная вольная интерпретация жизни бога Рамы, который якобы недаром появляется в начале фильма и в дальнейшем помогает главному герою достигнуть его цели, поэтому Джамалю всё время так везёт. Но, простите, какая-то слишком уж вольная интерпретация: В «Рамаяне» Рама уходит в 14 лет в лес, где его сопровождают брат и жена Сита – последнюю позже похищает Равана, демонический правитель острова Ланка; в фильме у Джамаля в некотором роде похищают будущую жену, Латику, когда её «забирает» себе криминальный авторитет Джавед. И весь фильм, как и похождения Рамы – это поиски похищенной супруги. Но тут много неурядиц, начиная с того, что в «Рамаяне» Равану убивает сам Рама, а в фильме в Джаведа стреляет брат Джамаля, Салим. Это уже не говоря о том, что индуистский бог соблюдал дхармы, т.е. некий религиозный долг, который подразумевает чтение Бога, соблюдение моральных норм и отсутствие страстей. Джамалем же, как верно подмечает офицер полиции в участке, движут деньги (в меньшей степени) и женщина (т.е. страсть), что уже далеко от понятия дхармы. Так что трактовка «Миллионера из трущоб» как эдакого осовремененного переложения «Рамаяны» очень сомнительна.

На самом деле, всё очень просто: Бойл, уставший от своей мизантропии и проблем вселенского масштаба, обратился к спасительной гавани Востока, Индии в частности, где рядом уживаются богатство и невероятная бедность, высокая духовность и безграничный бандитизм, сказка и суровая реальность. И «Миллионер из трущоб» оказался идеальным сплавом фантастической неправдоподобности и игры с эмоциями зрителя, настроенного на катарсис. Как и в случае с «На игле», Бойл просто поймал очень удачный бренд, который окупился с лихвой за счёт мастерства его как постановщика цепких, ладно скроенных лент. Другой вопрос, что, откровенно говоря, сегодня мало кому нужна такая сладкая сказка, как «Миллионер из трущоб».


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!