Сын Саула — Где б найти священника в аду?

Вот казалось бы, что мир знает о венгерском кино? Спроси – каждый третий ответит, что ничего. Кому-то о чем-то говорят имена Иштвана Сабо и Белы Тарра, кто-то в курсе, что режиссёр спродюсированных Родригесом «Хищников» Нимрод Антал – венгр, а кто-то хотя бы краем уха слышал о Беле Лугоши, первом исполнителе роли Дракулы. Но вот, наверное, и всё. И только самые большие поклонники кино назовут, помимо вышеупомянутых, имена Золтана Фабри, Миклоша Янчо и Кристины Годы. И, наконец, тот факт, что студии 20 Century Fox и Paramount Pictures организовали именно два выходца из Венгрии – вот это вообще для некоторых может стать неожиданным сюрпризом.

Данная просветительская часть была сказана для того, чтобы теперь выразить искреннее восхищение Ласло Немешем, благодаря которому по миру уже прокатилась настоящая волна интереса к венгерскому кино. Организовываются многочисленные показы: в Москве, например, в рамках Дней культуры Венгрии, также в скором времени в Третьяковской галерее будут показаны самые известные и знаковые фильмы этой страны. В США, где к европейскому кино имеется определенное недоверие, вдруг начинают организовывать ретроспективы Белы Тарра и Иштвана Сабо. Короче говоря, лёд вдруг тронулся и побежал. А всё благодаря «Сыну Саула».

Саул (сыграл его непрофессиональный актер и поэт Геза Рёриг) – венгр, который работает в концлагере где-то в районе Будапешта в качестве члена зондеркоманды, а значит рано или поздно он повторит участь тех, кого по приказу нацистского начальства доставляет в «душегубки» и сжигает в печах. В один из таких «заходов» среди задушенных газом трупов он находит мальчика и решает, что это его сын. В течение всего фильма он одержим идеей найти раввина, который прочитает молитву, чтобы мальчика можно было похоронить по всем правилам. На пути к этой цели он не остановится ни перед чем и не перед кем – даже перед собственными товарищами.

сын-саула-3

Последнее замечание особенно важно, так как Саул – действительно новый персонаж в фильмах про Вторую Мировую войну и Холокост. В порыве своего благого намерения, граничащего с безумством (да и сам он будто все время не в себе), он готов наплевать на все человеческие ценности, на товарищей по несчастью, на человеческие жизни, на собственную участь. Вспомним «Список Шиндлера» и протагониста –  редкостный гуманист, болеет душой за всех невинно осужденных евреев, протягивает руку помощи каждому. Или «Пианиста» — главный герой готов услужить всем вокруг, лишь бы спасти каждую душу, встреченную им на пути. Так вот, Саул совсем не такой. Он эгоистичен, неприветлив, на фоне других товарищей ему бывает крайне тяжело сопереживать. В этом и есть первая прелесть этого фильма – двойная мораль, через которую зритель наблюдает падение человечества в самые глубины ада, в который так не хочет отправлять некрещеным своего сына Саул.

Описывать сюжет этого фильма, да и вообще как-то о нём рассказывать – дело крайне неблагодарное и даже опасное. Очень легко удариться в банальщину и сложить впечатление как о «ещё одном фильме про Холокост». Опять-таки, сказать что-то новое в фильме про Холокост крайне тяжело, особенно в Европе. Помимо вышеупомянутых картин американского производства (пускай и сняли их еврей и поляк), огромное количество кино на эту тему снято в странах, где, в отличие от наименее пострадавшей Америки, действительно свирепо буйствовал геноцид – Польше, Румынии, Украине и той же Венгрии. И уж режиссёрам этих стран действительно было, о чем рассказать. Так о чем таком невероятном может рассказать 39-летний бывший ассистент Белы Тарра, который ещё и дебютирует картиной про войну? Как оказалось – не только есть, о чем, но и рассказать может крайне увлекательно, небанально и надрывно.

И цепляет картина действительно очень сильно, причем не только за счет того, «о чем», но и «как». Стоит сразу сказать, что фильм снят в формате 4:3, то есть нам предстоит наблюдать происходящее в архаичном квадрате. Более того, снято это всё исключительно крупными планами. Камера буквально «прикреплена» к Саулу, постоянно держит его в кадре и лишь иногда слегка отходит в сторонку поснимать ещё что-нибудь, не позволяя себе, тем не менее, уйти далеко от главного героя ни на секунду. Да-да, представьте себе, практически весь фильм вам предстоит смотреть на лицо, профиль и затылок Саула, и заодно в жесткой экранной рамке, которая ещё сильнее ограничивает обозреваемое пространство. Фильм крайне скуп не только на эмоции героя, но ещё и на информацию об окружающем его мире – порой самое интересное происходит за спиной Саула и (разумеется, нарочно) в диком расфокусе, так что с эстетическим удовольствием Немеш сразу всех обломал.

1033445

Ровно как и с удовольствием в принципе, ибо перед такими фильмами не принято желать «приятного просмотра». Вы не дождётесь душещипательной драмы Спилберга, которая выдавит из вас пацифистскую слезу, не найдёте повода гоготать, как в «Бесславных ублюдках», даже экшена картина дарит крайне мало (и тот скроется за головой главного героя). Весь фильм – одна непроглядная, грязная, ничем не приукрашенная картина зверств нацистов, которые жгут людей, стреляют им в затылок и называют евреев «вещами». От количества шокирующих моментов хочется просто прикрыть глаза, а то и вовсе зажмуриться. Здесь не найдется и нарочитой трагедийности «Пианиста», вас не будет тянуть извергнуть из себя обратно съеденный пончик, как во время просмотра «Сало, или 120 дней Содома» — фильм не призывает навести страху. Ужас происходящего – лишь фон для драмы одного-единственного человека.

1

За счет специфической манеры подачи материала, небанальной драматургической составляющей и общего мастерства исполнения фильм смотрится «с широко закрытыми глазами». Хочется зажмуриться и выйти продышаться, однако гипнотический эффект от просмотра, а заодно и совесть не позволяют оторваться от страшных картин на экране. Это действительно «чистый опыт», через который нелегко будет пройти многим, но оно точно того стоит.

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!