Душа — Красота момента

Мультфильмы Pixar обычно оказываются далеко не тем, чем кажутся. Любая идея, которой завлекают зрителя на просмотр, оказывается намного глубже, чем казалось. Конечно, прошлогодний «Вперед» стал исключением, но мало кто ждал, что главные герои большую часть картины проведут с дополнительным комплектом ног. Поэтому его, к слову, и поставили в свое время в мартовское окно релиза, когда выходят картины с не очень очевидным коммерческим потенциалом. Вот только тогда все карты спутал сами знаете какой вирус, поэтому мы так и не узнаем, удалось бы той самой «пиксаровской магии» преодолеть не самую высокую планку ожиданий.

«Душу», конечно же, тоже можно назвать «жертвой короны», но только в том смысле, что её использовали для привлечения или удержания аудитории сервиса Disney+. Но поскольку последний все еще недоступен в наших широтах, а релиз «Мулан» не был для России пшиком, сетовать тут можно только о том, что этот проект не собрал положенного ему миллиарда, и часть не очень добросовестной отечественной публики смотрели его не совсем законно. В иной ситуации это можно было бы проигнорировать, но в контексте картины, да и кинотеатрального проката в целом, поступать так не очень здорово.

Джо Гарднер — талантливый школьный учитель музыки с несостоявшейся мечтой о славе джазового пианиста. Родная мать совсем не поддерживает его, а директор школы хочет, чтобы он наконец-то вошел в штат, а не был вечно на подмене. Но когда бывший ученик обращается с предложением сыграть на ближайшем концерте у известной певицы на клавишах, кажется, удача ему улыбнулась. И сразу после успешного прослушивания он падает в канализационный люк, его душа разделяется с телом. Однако отправляться в загробный мир ему совсем не хочется, поэтому вместо Великого После он попадает в Великое До, где будущие человеческие души обретают задатки их личности и сознания. Помогают им в этом специальные наставники, которых отбирают из душ великих людей. Местное начальство принимает Джо за известного врача-психиатра и поручает ему душу под номером 22, которая чалится в душевном инкубаторе тысячелетия (номерация душ идет по порядку с начала времен), не желая испытать на себе земную жизнь.

Разумеется, для зрителя не станет откровением, что главному герою удасться растопить сердечко самого черствого обитателя того света. Универсальным и неповторимым станет метод достижения трансцендентного и бытового понимания человеческой жизни. То есть все визуальные решения и шуточки про мир, где формируется слишком много зануд или меланхоликов это, конечно, приятно, но из кинотеатра вы должны выйти с совсем иной мыслью, которая может быть с одной стороны разочаровывающей, а с другой абсолютно прекрасной. Она максимально не похожа на те программные заявления, из которых состоит наша жизнь и искусственно насаженные утверждения о её состоятельности.

Мы, конечно, и раньше любили «Пиксар» за то, что они не стеснялись вставить в свои детские произведения немного «взрослой» морали, но дуэт Пита Доктера и Кемпа Пауэрса в этот раз превзошел себя, сделав из анимационного фильма экзистенциальную притчу для тех, кому за 20 или за 30. Другое дело, что большинство людей ожидают открыть сакральное знание через тяжелый труд, а не получить его в виде какого-то супер простого утверждения из «обычного» мультика.

Вот только «Душа» не может им считаться хотя бы потому, что часть ее саундтрека написал великий дуэт Резнора и Росса — раньше невозможно было представить даже минимальное их участие в подобном проекте. Потусторонний мир — идеальный синтез анимационного и трансцендентного без ухода в какую-то ярко выраженную религиозность. А вся неповторимая красота жизни легко уместится в кармане брюк, было бы желание её там разглядеть.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!