[Спец] На пороге некст-гена: Microsoft + Расстановка сил перед E3

Статья выполнена в формате авторской колонки. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Предыдущие статьи из цикла: Nintendo WiiU и Sony (PS3+PS4).

Выпуск первого Xbox вылился для Microsoft в миллиардные убытки, при этом сама консоль пользовалась очень ограниченным спросом, сильно уступая в этом вопросе своему главному конкуренту в лице PlayStation 2. И руководство компании поставило задачу — в следующем поколении любыми силами одержать победу над Sony. Для этого подразделение Xbox во главе с Питером Муром (Peter Moore) и техническим директором Джеем Аллардом (J Allard) приложили немыслимые усилия, чтобы доказать всему миру, что их консоль самая лучшая. Новый игровой проект Microsoft, показанный на канале MTV 12 мая 2005 года получил название Xbox 360, обладал впечатляющими характеристиками, удобным контроллером и стильным внешним видом, а его главной особенностью стал сильно измененный сетевой сервис Xbox Live, который перевернул представления об онлайн составляющей современных консолей. Также они придумали систему вознаграждения игрока за различные действия в играх и назвали их Achievements. Да, различные медали и достижения и раньше встречались в разных играх, но теперь они были непосредственно вплетены в экосистему нового Xbox и позволяли похвастаться своими успехами не только друзьям пришедшим к вам в гости, но и всему миру.

картинка 2

Ещё одним преимуществом перед конкурентами у Xbox 360 было время его выхода, ноябрь 2005 года, когда Wii и PS3 вышли только спустя год. То есть у новой консоли Microsoft было множество преимуществ, но сторонние издатели всё равно с опаской глядели на неё. И тут очень пригодился большой бюджет, выделенный руководством на продвижение и игры. В первые годы жизни новой консоли Microsoft скупала множество временных и постоянных эксклюзивов, а также договаривалась с издателями о выпуске игр, которые до этого собирались выйти только на PS3. Сама же Microsoft напирала в основном успешными франчайзами, которые добились популярности на их предыдущей платформе, но были и новые интересные проекты, такие как Gears of War, Kameo (перенесённый с первого Xbox), новые проекты от именитого Сакагучи и другие, в основном небольшие проекты. Практически все новые игры, которые вышли на Редмондской консоли, были показаны в первые 2 года. И если благодаря большому бюджету до 2009-го года Xbox 360 считался чуть ли не главным оплотом хардкорного гейминга, то впоследствии компанию начало лихорадить. Скорее всего это было связано со сменой руководства как подразделения, так и всей корпорации. Сначала Microsoft ударилась в производство сиквелов своих игр, а позже и вообще сменила направление на казуальную аудиторию со своим новым контроллером Kinect, изредка выпуская очередную Halo, Gears of War, Forza или Fable. Это открыло для компании новый рынок, но вызывало недовольство у части своих же хардкорных фанатов.

картинка 3

Стоит также упомянуть очень серьёзную проблему, связанную с качеством данной игровой системы в первые годы. В попытке любыми способами опередить своего главного конкурента, компания из Редмонда как следует не оттестировала архитектуру новой консоли, что в итоге обернулось просто рекордным для индустрии количеством брака и миллиардными тратами на их исправления. Но даже несмотря на проблемы с качеством, Xbox 360 смог добиться впечатляющих показателей на рынке США и Великобритании, хоть и уступает сейчас обоим конкурентам в общем зачёте. К сегодняшнему дню Microsoft подошла с небольшой вереницей собственных игровых сериалов и большим акцентом на Kinect и ТВ-сервисы, которые оказались очень популярны в Соединённых Штатах.

картинка 4

Слухи о Next Xbox появились примерно в одно время со слухами о новой PlayStation, но были ещё более расплывчаты и непонятны. Но потом одному из пользователей интернета с ником SuperDae удалось проникнуть в закрытую сеть Microsoft и заказать целых три девкита (комплекта разработчика) новой приставки. Позже он слил в сеть часть ключевых подробностей о начинке консоли и даже умудрился продать один девкит за 20000$. Информация гласила что рабочее название консоли Durango, она построена на базе CPU и GPU AMD, а также снабжена 8 гигабайтами унифицированной DDR3-памяти. Позже эту информацию в более развёрнутом виде выложил сайт vgleaks.com.

картинка 5

Ходили разговоры, что новый Xbox покажут на мероприятии во время GDC в конце марта, потом его перенесли на апрель, но в итоге стало известно что официальный анонс состоится 21 мая, причём в отличие от Sony, Microsoft не стала играть в загадки, а прямо заявила, что покажет на своём мероприятии. Анонс должен был состояться в кампусе команды разработчиков Xbox в городе Редмонд, штат Вашингтон, где для этого был построен специальный павильон.

картинка 6

Мероприятие открывал ролик, в котором были представлены многие люди, принимавшие участие в создании предыдущих консолей Microsoft и игр для них. Ирония заключалась в том, что практически все они уже покинули команду и отношения к новому проекту не имели. На сцену вышел глава игрового подразделения Дон Метрик (Don Mattrick) и после вступительной речи представил новый Xbox ONE.

Показав внешний вид консоли, геймпада и нового сенсора Kinect, Microsoft не стала вдаваться в подробности технических характеристик. Вместо этого они ограничились общими фразами о 8-ми ядерном центральном процессоре, 8 гигабайт неизвестной памяти и графической карте от AMD, состоящей из 5 миллиардов транзисторов. Дальнейшая часть презентации была практически полностью посвящена теме просмотра ТВ-контента на консоли и как удобно всем этим управлять с нового Kinect‘а. Из игр были показаны очередная спортивная линейка от ЕА, очередная ставшая уже ежегодной Forza, новый проект от талантливой финской студии RemedyQuantum Break (который будет совмещать сериал и игру), а также состоялась премьера игрового трейлера новой Call of Duty, запомнившегося больше всего немецкой овчаркой.

картинка 7

Не совсем понятно, на кого было ориентировано это мероприятие, так как среди геймеров оно вызвало настоящий шквал гнева, шуток и издёвок. Это был самый провальный и скучный анонс консоли в истории видеоигр. Но в следующие дни Microsoft начала анонсировать «особенности» своего next-gen проекта. Оказалось, что они ввели обязательное соединение со своими серверами раз в сутки (без него вы просто не сможете играть даже в одиночные игры), ограничения на перепродажу бывших в употреблении игр (позже заявили, что издатели сами решают, можно ли перепродать их игру), обязательное подключение сенсора Kinect и установку всех игр с дисков на несъёмный 500 Гб HDD. Купив диск и вставив его в Blu-Ray привод, игра не только копируется на жёсткий диск, но и привязывается к вашему аккаунту. Также благодаря различным достоверным источникам и подтверждениям из самой Microsoft, стало известно что Xbox ONE будет иметь 8 гигабайт DDR3-памяти, GPU мощностью 1.23 терафлопс и 32 мегабайта eSRAM (интегрированной быстрой памяти для видеокэша). Из 8 Гб оперативной памяти 3 будут отданы под сложную мультифункциональную операционную систему, а 5 доступны разработчикам для игр. Ещё Microsoft анонсировала, что значительно расширяет количество серверов Xbox Live и добавит функцию сloud-вычислений в игры, но совершено не объяснила как это будет работать и будет ли в итоге это нужно пользователям и разработчикам.

картинка 8

Редмондская компания хочет попытаться охватить всех и сразу, дать нам возможность смотреть ТВ, общаться по Skype, слушать музыку, а также играть в игры, но на данный момент действительно сильных эксклюзивов не представлено, а за время прошедшее с презентации анонсировали только один серьёзный проект, который является консольным эксклюзивом для Xbox ONE — Titanfall. Но для того чтобы доказать, что консоль достойна покупки, этого мало, и Microsoft надо очень постараться чтобы их Е3-шоу не только оказалось наполненным хорошими играми, но и не поблекло после выступления Sony.

 

Итоги

картинка 9

WiiU как бы отходит в сторону, предлагая консоль в основном для игр с уже устаревшей картинкой, но интересным контроллером, но при этом теряет большую часть мультиплатформы и на данном этапе не предложила достаточного количества эксклюзивных проектов, чтобы тягаться с конкурентами из прошлого поколения. Но в то же время в Nintendo неплохо относятся к инди-разработчикам и WiiU уже более чем полгода присутствует на рынке.

картинка 10

Sony со своей PS4 делает упор на игры, открывая простор для различных моделей их оплаты и жанрового разнообразия. Большинство сервисов показанных со дня анонса носят игровой характер и сделаны для удобства геймеров, чтобы мы всегда могли оставаться на связи и общаться друг с другом, делиться впечатлениями и оказывать помощь. Но в то же время у PS4 будет большая поддержка мультимедиа возможностей, от различных ТВ-приложений до аудио-видео по запросу и YouTube.

картинка 11

Microsoft же пока пытается сделать акцент на мультимедиа, зачастую забывая что Xbox ONE это всё же в первую очередь игровая консоль. При этом как бы не замечая, что конкуренты также предлагают большинство из представленного как основы нового Хbox.  Причём они вступают в конкуренцию не только с Sony и Nintendo, но и со Smart TV и ТВ-приставками наподобие I-TV, которые либо встроены уже изначально в телевизоры, Blu-Ray плееры и ресиверы, либо стоят значительно дешевле. Тот же Skype сейчас доступен на большинстве новых ТВ, смартфонах и даже на PS Vita и ни для кого не будет сюрпризом анонс его на PS4. Управление жестами  и голосом также становится распространённым явлением в современной технике и второе уже подтверждено для PS4.

картинка 12

Складывается впечатление, что Xbox ONE делали исключительно маркетологи компании, которые пытались собрать всё, что было хоть немного успешным, и запихнуть в один ящик, но начинают не с того что изначально сделало Xbox 360 популярным — игры.  Причём ситуация до боли напоминает ту, что сложилась в 2006 году, когда их конкуренты из Sony отошли от истории PS1 и PS2, пытаясь выдать PS3 за мультимедиа-хаб с возможностью сделать практически полноценный ПК на базе Linux, а также с функцией игр. И в итоге им пришлось кардинально менять подход, отодвинув все дополнительные возможности на второй план. С Xbox ONE мы видим практически стопроцентное повторение решений той Sony, но хватит ли у Microsoft разума не гнаться за всеми направлениями и сосредоточиться на главном?

картинка 13

Ещё очень интересен подход Microsoft к дозированию новой информации о своей консоли. Они отделываются общими фразами и цифрами. У нас 40 изменений в геймпаде, у нас 5 млрд. транзисторов в GPU, у нас 8 гигабайт памяти, у нас 300 тыс. серверов и $1 млрд. на игры и студии, и далее в таком же духе. Но цифры не говорят об истинной сути вещей, так как GPU из 5 млрд. транзисторов слабее GPU PS4 по вычислительной мощности на 50%, а из 40 изменений в геймпаде в лучшем случае обычный человек заметит с десяток.

картинка 14

Также присутствует разница и в мощности всех консолей. С WiiU понятно, что она не сможет соперничать с остальными.  Xbox ONE выглядит неплохо, но PS4 обходит его практически во всём. У неё более быстрая память, из которой 7 Гб доступны разработчикам (напомню, что у X1 только 5 Гб), значительно более мощный видеочип и, по слухам, центральный процессор доработан инженерами Sony и работает на повышенных частотах, а также есть специальные чипы для фоновых задач. И если в прошлом поколении из-за разности систем было сложно заметить разницу, то при одинаковой архитектуре результат будет очевидным в пользу PS4.

картинка 15

По внутренним студиям пока ещё нет ясности, но сейчас самым большим количеством из них обладает Sony. У Nintendo очень сильны свои японские команды. Microsoft потеряв несколько отличных разработчиков, создаёт новые, пока ещё неизвестные студии, но всячески пытается препятствовать упрощению жизни маленьким разработчикам и перекрывает доступ различным ММО и f2p-проектам. Sony же наоборот пытается упростить им жизнь и привлечь как можно больше, и разработчики отвечают ей взаимностью, анонсируя свои новые проекты именно на их систему.

картинка 16

Все три консоли пытаются показать разный подход к индустрии и не совсем понятно у кого в итоге это выйдет лучше. У каждого ещё будет шанс продемонстрировать своё превосходство или доказать несостоятельность идей, а мы вскоре узнаем такие ключевые детали как цену и дату выхода, а также увидим множество подробностей о новых системах и играх для них. Ведь Е3 уже началась и до первой конференции осталось совсем чуть-чуть.

Автор статьи: Сергей (shua0)


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!