Стивен Кинг — «11/22/63»

22 ноября 1963 года в Далласе прозвучали три выстрела. Президент Кеннеди был убит, и мир изменился.
В наше время обычный учитель Джек Эппинг узнаёт, что в баре его приятеля находится портал, который открывает дверь в 1958 год.
Джек может начать новую жизнь во времена Элвиса Пресли и рок-н-ролла, познакомиться с нелюдимым Ли Харви Освальдом и не дать ему убить президента. Но можно ли играть с прошлым?
Что ждёт мир, где Кеннеди остаётся живым?

Идея путешествия во времени не нова в фантастике. И это не только «попаданцы» из русской фантастики. До них был Уэллс с его монументальной книгой-предупреждением «Машина времени», которая дала толчок целой плеяде авторов, а Станислав Лем еще и успел пару раз высмеять эти путешествия. Конечно, до Уэллса были попытки создать подобные сюжеты, но именно он стал родоначальником данного многогранного поджанра.

112263

Тем не менее, многим стали интересны перспективы влияния человека на прошлое с целью изменить будущее. Эффект бабочки никто не отменял: малейшее влияние способно кардинально поменять будущее, часто в совсем неожиданном русле, что дает писателям пространство для полета фантазии. Главное — это выбрать один переломный момент, из-за которого история отдельно взятого мира пошла по совсем другому пути.

Это проклятие читающих людей. Нас можно соблазнить хорошей историей в самый неподходящий момент.

Что, если задержать Гаврило Принципа и не дать ему убить эрцгерцога Франца Фердинанда? Выдать Антигитлеровской коалиции данные о передвижениях войск стран «оси» и тем самым досрочно закончив Вторую мировую войну? А может, не дать свершиться Октябрьской революции и посмотреть, как будет развиваться Россия, преобразовавшись в президентскую буржуазную республику? Можно выбирать себе любую тему и развивать ее как угодно, лишь бы фантазия позволила все скомпоновать и преподнести в лучшем виде.

Что, если попытаться спасти Кеннеди? Стивен Кинг задумался над данной темой еще в 1972 году, если верить послесловию книги, но долгое время не мог перенести задумку на бумагу. Сначала просто слишком мало времени прошло после трагичного происшествия, а он не хотел делать себе имя на поприще «эксплуатейшена», а потом ум мастера ужасов полностью поглотили другие произведения. И лишь недавно, в 2011 году, Кинг смог собраться с силами, проверить огромное количество материала и написать «11/22/63», опус о попытке обычного учителя английского Джейка Эппинга спасти 35-го президента США.

Я отпил рутбира сквозь пену и чуть не ахнул. Такой… насыщенный. Такой вкусный. Лучше и не скажешь. Этот мир, отстоявший от нашего более чем на пятьдесят лет, пах гораздо хуже, чем я мог себе представить, но рутбир вкусом отличался в лучшую сторону. И еще как отличался.

2686538-1

Книгу можно условно разделить на три части, и в каждой из них автор концентрируется на одном важном событии в жизни персонажа. На первый взгляд Кинга не интересует сам механизм и причины работы «кротовой норы», с помощью которой Эппинг так легко попадает в 9 сентября 1958 года. Как и в других произведениях, он выносит на первый план персонажей и сам дух американских 50-х — 60-х. И как же контрастно Кинг передал это великое время в одной отдельно взятой книге.

Чувствуешь неповторимый стиль этой неоднозначной эпохи. Время, когда в обществе расцветали расизм и ненависть к женщинам — и при этом какие же тогда были чудесные танцы, вкуснейшая еда и шикарные автомобили. Дух рутбира, страха перед ядерной войной и коммунизмом, линди-хопа и дымящих заводов. Кинг не идеализирует прошлое, вместо этого аккуратно дает читателю выбор, как именно тот хочет воспринять эпоху. Открытой и чудесной или мрачной и проблемной.

Зато насчет качества рутбира автор вполне однозначен.

К сожалению, Кинг частенько перегибает с изменением тема накаливания страстей. Временами сюжет несется вперед, заставляя читателя напряженно следить за событиями, а бывает, что вяло тянется, будто пытаясь вогнать аудиторию в летаргический сон, что вполне возможно с таким-то объемом книги. А потом резко звенит над ухом внезапным поворотом сюжета. Такая неравномерность иногда слишком докучает, а затянутые моменты нагоняют скуку: часто ловишь себя на том, что просто пролистываешь страницы до момента, когда сюжет наконец-то начнет двигаться вперед.

It was kissing, but it was more than kissing. It was like eating when you’ve been hungry or drinking when you’ve been thirsty.

Начали целоваться, но не просто целоваться. Набросились друг на друга, как голодные набрасываются на еду, а мучимые жаждой — на воду.

При всем при этом у Кинга отлично получаются персонажи и их истории. Чего стоит один умственно отсталый уборщик, чей полный ошибок рассказ своей эмоциональностью бросает в дрожь. Да и душевные терзания не покидают самого Эппинга, на которого свалилась непосильная ноша по спасению Кеннеди.

1348164248_cover_ukr

По сути он одиночка, которому нужно изменить мир, сложив вместе все доказательства и факты роли Освальда в убийстве, и разработав правильный план, дабы наконец-то поставить точку в этой многострадальной истории. К тому же он не может посвятить кого-то еще в свои планы, ведь тогда возрастают шансы попасть в психушку и пропустить заварушку с Кеннеди. Такое сложное положение Эппинга часто добавляет ему лишних проблем во время путешествия в стране прошлого, что, однако, не мешает Кингу вставлять еще больше палок в колеса герою.

К сожалению, «11/22/63» уж слишком легко бросить на полпути. Стивен Кинг действительно мастер ужасов, но вот в фантастике и альтернативной истории его методика дает сбой. Уж слишком вымученно и монотонно повествует он о деньках Джейка Эппинга в Америке прошлого. Но с помощью чудесно прописанных небольших историй и неимоверно прекрасного сеттинга Кинг все же исправляет ситуацию и заставляет дочитать такую огромную книгу до конца. Ведь пусть прошлое и сопротивляется, но так ведь хочется узнать: получится ли спасти Кеннеди? И если да,  то что будет потом?..

 

85


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!