Конец тура — Моменты дружбы и симпатии

Режиссёр Джеймс Понсольдт, два года назад выпустивший замечательную мелодраму о жизни подростков «Захватывающее время», в следующем фильме решил опробовать новый для себя жанр биографического кино. В результате появился «Конец тура», собравший не менее впечатляющий букет положительных рецензий и подтвердивший статус его создателей как людей талантливых и перспективных. А это, помимо Понсольдта, прежде всего исполнители главных ролей, Джесси Айзенберг и Джейсон Сигел, на взаимодействии которых и выстроена вся картина.

end-of-the-tour

«Конец тура» рассказывает историю о том, как писатель и журналист Дэвид Липски едет в гости к писателю Дэвиду Фостеру Уоллесу, чтобы написать о нём статью для «Роллинг Стоунз». Они проводят вместе пять дней, разговаривая о том о сём (преимущественно — о загадках писательской души и трудностях профессии), после чего расстаются. Через двенадцать лет Уоллес совершает самоубийство, повесившись на веранде собственного дома, а потрясённый этим известием Липски пишет книгу, вспоминая историю их знакомства.

Джейсон Сигел и настоящий Дэвид Фостер Уоллес

В России имена данных авторов известны мало, поэтому для среднестатистического отечественного зрителя «Конец тура» интересен не как описание жизни реальной знаменитости (в отличие от англоязычного мира, где роман Уоллеса «Бесконечная шутка» довольно популярен), а скорее как зарисовка двух абстрактных типов писателей, выведенных на контрасте друг с другом. Собственно, это тип писателя начинающего и тип «литературной примы». Первый уступает второму в части славы, но при этом умён, талантлив, напорист и амбициозен. Второй же, несмотря на успех, не может выбраться из ловушки своего одиночества и депрессии, прячась от мира в деревенском захолустье в компании двух собак и старенькой машины, которую он называет «другом». Их слабые и сильные стороны уравновешивают друг друга и позволяют общаться на равных, что приводит к длительному и откровенному диалогу.

По количеству разговорных сцен «Конец тура» вполне может сравниться с картинами Линклейтера вроде «Пробуждения жизни» и «рассветно-закатно-полуночной» трилогии. На диалогах акцентирует внимание и слоган фильма: «Представьте себе лучшую беседу вашей жизни». Уоллес и Липски подолгу обсуждают вещи вроде творческой искренности и степени допустимого сближения с читателем, попутно подтрунивая друг над другом и выискивая слабые места в картине мира собеседника. Иногда они забавно обижаются друг на друга, демонстрируя задетое писательское самолюбие, ревнуют друг к другу бывших и нынешних подружек, ходят в кино на «Сломанную стрелу» — в общем, неплохо проводят время, проникаясь взаимной симпатией.

maxresdefault-11

В отличие от фильмов Линклейтера, диалоги здесь не содержат самостоятельной смысловой нагрузки, довлеющей над сюжетом и характерами. Это просто инструмент коммуникации между героями, представляющий собой обычную интеллигентскую болтовню, поэтому любители полновесных философских диспутов могут оказаться разочарованными. Однако «Конец тура» берёт кое-чем другим. «Лучшая беседа в жизни», о которой говорят создатели, означает не глубину затронутых тем, а лёгкость взаимопонимания и возникающую в процессе эмоциональную близость. Фильм Понсольдта — не о фундаментальных вопросах бытия, а о том, как подружились два человека. Встретившиеся «по работе» и обречённые вскоре расстаться, но сохранившие воспоминание друг о друге на всю оставшуюся жизнь.

«Это мило, но это не по-настоящему», — говорит в одной из сцен Уоллес своему интервьюеру. Но, на самом деле, получилось очень даже по-настоящему. Не очень интересно, не очень ярко, немного грустно. Совсем как в жизни, где всё преходящее и мимолётное в конце концов и оказывается самым ценным.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!