Давным-давно, на закате PS3, в стане обладателей PlayStation не было более ожидаемой игры, чем The Last Guardian. В какой-то момент отмена или полная переделка такого колоссального долгостроя перестали быть вариантом для Sony и Team Ico — это бы подорвало их карму и доверие фанатов. Но эпопея закончилась, заветный диск вставлен в консоль, и он настоящий.
Шли к этому долго: на E3 2009 создатели легендарных PS2-хитов Ico и Shadow of the Colossus представили новую игру. Пару лет игроков дразнили новостями, затем самый милый эксклюзив PlayStation пропал с радаров. Причинами стали технические трудности разработки на PS3 и внутренние драмы студии — всё было против ушастого японского грифона. Но 2015 году игра торжественно вернулась, обретя дату выхода. За почти 10 лет разработки игра не отошла от оригинальной идеи, осталась похожа на то, что пообещали в первом трейлере, а ключевые люди вернулись и доделали её. Это ли не чудесный финал истории?
Диковинный зверь Трико нисколько не изменился за все эти годы. В заставках игры регулярно показывают мифических существ или давно вымерших, как бы намекая, что когда-то давно он мог существовать в нашем мире. Чтобы не гадать всю игру, перебирая всех замешанных в этом гибриде животных, у The Last Guardian есть японское название — Hitokui no Ōwashi Trico (Великий Орёл-Людоед Трико). Повадки собаки, взгляд кота, крики дракона, лапы курицы — всё это не позволяет определить зверя однозначно, так что называйте его как хотите.
Концепцию игры легко объяснить на примере Titanfall 2. Маленький человек проводит много времени с большой и грозной махиной, в результате чего у них образуется своего рода связь. Действуя как единое целое, они помогают другу другу передвигаться по уровню — разве что Титан заскриптован и ведёт себя строго определённым образом, тогда как «собакоорлу» нужно помогать находить «скрипты» для прохождения уровня. Этот процесс может занять немало времени.
Около трети игры придётся провести буквально в пухе и перьях. Приготовьтесь к единственному в своём роде симулятору карабканья по питомцу. И дёрганья гигантского хвоста — Трико придётся «мучать» довольно часто, поскольку это одна из главных механик по преодолению препятствий. Но радует, что с клювокрыла не так уж и просто упасть, а даже если это и случится, то мальчик отделается лёгким испугом или прихрамыванием на одну ногу, которое скоро пройдёт. Полоска здоровья, как и HUD в целом, отсутствует, что делает процесс создания скриншотов как никогда простым, благо герой маленький и места в кадре почти не занимает, а Трико так вообще самый фотогеничный зверь года уж точно.
Другая треть игры заставит вас частенько от отчаяния кидать геймпад в телевизор, потому что она про головоломки и поиск путей выхода. После свежего Uncharted 4 с подсказками для самых глупых нерасторопных никто не проложит за игрока путь в местных катакомбах. Трико иногда намекает, что, мол, хорошо бы сигануть в воду и дёрнуть рычаг, но это не облегчает задачу, потому что будет люто тупить либо наш маленький протагонист, либо его неуравновешенный «котоптиц». Повышает уровень напряжения и ненависти игрока и в целом олдскульный характер перемещений героя, напоминающий современную трилогию о Принце Персии. Налицо всё те же косяки, которыми изрядно грешили тогда, особенно в жанре приключенческого экшена, а именно — досадные недопрыги и кривая камера.
Тяжеловато и с управлением, которое даже поменять толком нельзя. Например, стандартный для индустрии прыжок по «крестику» здесь стоит на «треугольнике» и привыкать к этому приходится каждый раз заново. Наш пернатый дружок так вообще управлению не поддаётся, его можно только направлять в заданном направлении. Подразумевается, что Трико сам прыгнет на уступ или платформу, если сможет, но по необъяснимым причинам он этого не делает. Но стоит подождать пару минут, повторить попытку и вуаля, всё получается. Что же ты нас дуришь, псина? Такие моменты могут сильно удлинить прохождение игры, которую можно пробежать за 5 часов, на то есть специальный трофей, как и два других — на 15 и 30.
Потерянное время может быть потрачено на откорм Трико. Сбор бочек с живительной жидкостью — процесс не всегда обязательный, но особых хлопот не доставляет. Сам зверь на местную «валерьянку» реагирует весьма живо, может и сам отобрать лакомство. Он вообще своенравный, может взять и просто так сбросить с себя, или же наоборот посадить на спину зазевавшегося мальчугана. Это делает процесс погружения в игру очень тёплым и таким знакомым для тех, у кого-то когда-то была собака или любое другое разумное животное дома. Ни в коем случае не хочу обидеть кошатников, но кот не стал бы защищать вас от всех опасностей и уж тем более не позволил бы лазить по себе.
Немного печально, что кроме прыжков по поверхностям малой толком ничего делать и не умеет. Интересных головоломок хватает, но каждая битва, за исключением очень сюжетных и от нас не зависящих, происходит по схеме: добеги до места скопления врагов, выведи их на Трико, жди победы, хоть верхом, хоть стоя в сторонке. После боя звеюга начинает напоминать тебя по утрам — такая же голодная и злая. Еды собаке в перьях не дают, даже нет намёка на её предпочтения, но жажда легко утоляется всё теми же бочками. Моральное состояние поправляется поглаживанием Трико, что вкупе с нашёптыванием мальчугана действует лучше любого успокоительного.
Так кто же кого защищает и от чего? Ответ на этот вопрос будет дан через флешбеки и переполненную событиями концовку. Будут визги родных, которых испугает, но тут же очарует Трико, будут слёзы по ожидаемо драматичным моментам, ведь ради покалеченного животного всё и затевалось. Главный дизайнер Фумито Уэда должен быть горд своим творением ещё и потому, что связь со зверем создаётся не только у мальчика, но у сидящего по ту сторону экрана. Поскольку много внимания уделено Трико, игрок почти не испытывает никаких эмоций к смешному главному герою, который страдает-то не меньше пернатого друга. Был ли в этом исходный замысел? Вот это очень хороший вопрос.
Многие будут воротить нос от однообразных локаций и простых механик. Кто-то примется считать полигоны в перьях Трико, ведь после стольких лет графику хоть и подтянули, но даже через постобработку проглядывает древняя основа. Перед нами пример японского мужества, когда SIE Japan Studio выпустили-таки пусть и устаревшую, но долгожданную игру, в том виде, в котором её может и ждали году в 2010-м, но дождались лишь сейчас. Для всех тех, кто ждал, для всех тех, что каждый год спрашивал «Ну, как там The Last Guardian?» Вот же он, точно такой же, каким его и обещали, и немного странно ждать от него суперблокбастера после всех перипетий.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!