Щелкунчик и четыре королевства — Балет и купола

Дисней в последнее время принято ругать за две вещи: потрясающее умение продавать вам один и тот же продукт дважды в виде лайв-экшен фильмов с сюжетом классической анимации, а так же отсутствие желания делать рискованные и оригинальные проекты. Причем создаётся ощущение, что студия намеренно, если и соизволит произвести на свет около самобытную ленту, то всё равно приложит максимум усилий, чтобы данное творение провалилось в прокате и не запомнилось своему зрителю (смотри «Излом времени»). В случае «Щелкунчика и четырех королевств» понятно, куда метили продюсеры, вот только их замашки сделать новую «Алису в стране Чудес» с треском провалились.

Итак, Лондон, канун сочельника, однако для семейства Штальбаум праздник омрачила смерть миссис Штальбаум. Тем не менее, глава семьи все-таки собирается принять участие в ежегодном рождественском балу. Чтобы ублажить непоседливых детей, он вручает им подарки, заранее приготовленные их матерью. Однако для средней дочки Клары (Маккензи Фой) сувенир с того света в виде яйца и замка с секретом оказывается слишком сложной загадкой, разобраться с которой поможет только её крестный Дроссельмейер (Морган Фриман). Поиски ответов приводят молодую девушку в сказочный мир четырех королевств, находящихся на грани войны. И только Клара Штальбаум может помочь им избежать кровопролития.

Разумеется, подобный сюжетный подход никого не должен удивить, вот только в классической сказке Гофмана у Штальбаумов было двое детей, и помогать разбираться Щелкунчику с ужасным Мышиным королем должна была старшая дочь Мари. Но современные тренды требуют от киноделов отхода от традиционных устоев, поэтому у нас появляется совершенно новый персонаж, карикатурно выделяющийся своей любознательностью и смышленостью. А ведь еще Каи Скоделарио в «Мертвецы не рассказывают сказки» прекрасно показала, что слишком рациональная для своего времени героиня вызывает скорее не симпатию, а отторжение.

С другой стороны, каждое произведение имеет право на какое-то свое прочтение, но почему явно в угоду социально-политических мотивов страдают и заглавные персонажи? Местный Щелкунчик, как и положено, сыгранный афроамериканским актером, — нелепый сайд-кик на побегушках у Маккензи Фой. Его роль в повествовании так же важна, как представителя Страны Цветов, по имени Боярышник. То есть, убери его из фильма, и ничего не изменится. Хотя кино, вроде как, называется «Щелкунчик». Но вместо этого вам расскажут нелепую историю про полет фантазии, важность принятия утраты и междоусобицу, возникшую просто так в угоду сценария, или от того, что кто-то переел много сладкого.

Но подождите, картина является же экранизацией не только сказки, но и балета Чайковского! Однако создается впечатление, что продюсеров больше волновала возможность использовать знаменитую музыку и русскую эстетику, представленную в виде огромного количества замков с куполами, сбежавших с Храма Василия Блаженного. Самих танцевальных номеров в фильме ровно два: на титрах и в середине. Но, как и в случае того же Щелкунчика, их смысловое значение в произведении сведено к нулю. А ведь было бы довольно любопытно, если бы мы получили этакий анти-мюзикл, где всё, о чем думали и переживали герои, высказалось в форме танца.

Но вместо этого получился анти-фильм, который не спасет ни классический саундтрек, ни живописный арт-дизайн, ни знаменитые актеры. Конечно, очевидно, что у проекта по ходу дела были серьезные проблемы и в плане истории, и в плане её наполнения, но, к сожалению, редко кто из киноделов может выйти и честно, сказать, что да, ребята, мы хотели сделать красивую новогоднюю сказку, а сняли говно. Вот что бывает, когда над проектом работает сразу же несколько режиссеров-постановщиков (их у «Щелкунчика», не просто два, а целых три!), сценарий пишет дебютантка, а студия думают, что узнаваемость одного бренда позволит создать им франшизу для другого. Никогда такого не было и вот опять.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!