Travis Strikes Again: No More Heroes — Дикий фрукт

Некоторым играм сложно ставить оценки — но о них интересно говорить. Travis Strikes Again: No More Heroes от панк-разработчика Гоити Суды (Killer7 и Shadows of the Damned) как раз из таких проектов.

Это спин-офф заглохшей на восемь лет серии про наемного убийцу Трэвиса Тачдауна от студии не первого эшелона. Причем делался он пятнадцатью людьми за примерно два года с маленьким бюджетом. Казалось бы, ничего примечательного, если вы не прожженный фанат разработчиков. Но нет — игра не то, чем кажется на первый взгляд. Попробуем разобраться с одним из самых интересных и неоднозначных релизов последних лет.

Начнем с того, что играть без знания прошлых частей можно. События спин-оффа разворачиваются вокруг отмененной игровой консоли Death Drive MK-II, на которую существует всего несколько недоделанных игр. По слухам, тех, кто пройдет все игры, ждет исполнение желания. Бэдмен пришел отомстить отошедшему от дел Тачдауну за убийство дочери, и вместе они оказываются в мире Death Drive.  

TSA разделен на семь «игр», перемежающихся визуальной новеллой в ретро-стилистике. Основной геймплей везде один — это top-down hack’n’slash. Боевая система неплохая, в первую очередь благодаря механике «чипов» на манер Nier: Automata. На каждую из четырех кнопок можно повесить по одной способности, как боевой, так и вспомогательной, вроде замедления противников и лечения в области. «Чипы» даются как за прохождение этапов, так и спрятаны на уровнях. Система с обычным ударом, сильным ударом, перекатом, перезарядкой лучевой катаны и трехуровневой суператакой становится куда интереснее и богаче благодаря множеству возможных комбинаций способностей. Сами удары, несмотря на отдаленную камеру, ощущаются неплохо. От этого еще более обидно, что дизайн уровней в целом слабый.

Проблема даже не в том, что стилистике редко получается скрыть бедность визуала. Почти каждый мир длится на полчаса-час дольше, чем следует, а уникальные фишки каждой игры вроде гонок или головоломок сделаны на уровне от «плохо» до «сносно». Например, в «игре» с исследованием поместья и платформингом комнат раза в два больше, чем хотелось бы. А к концу этапа понять, куда надо идти дальше, всё сложнее.  В секциях с прыжками же Трэвис не умеет цепляться за уступы, что делает и без того слабый платформинг менее приятным. Бывало гораздо хуже, но проблемы очевидно есть.

А вот мир с японскими коридорами и драг-гонками в духе Need For Speed: Underground ощущается куда лучше из-за простого, но эффективного дизайна боевых этапов и не слишком растянутых гонок, которые к концу превращаются скорее в головоломку, где надо понять, что и в какой момент надо использовать. Еще там особенно прекрасная песня в «хабе» внутри мира — а саундтрек TSA от японских диджеев сам по себе прекрасен.   

Но неплохая боевая система успевает приесться из-за растянутых уровней, локации обычно недостаточно интересные, а призванные разнообразить процесс «фишки» и секреты на уровнях сделаны недостаточно хорошо. Находить на уровнях кошку Трэвиса, особые монетки и лавки с рамэном в меру интересно, но левел-дизайн такой, что исследовать локации не особо-то и хочется.

Разрабатывай TSA не Гоити Суда и Grasshopper Manufacture, рецензия бы тут и закончилась – очередной бюджетный проект с неплохими идеями и посредственной реализацией, купить по скидке, если нравится жанр. Но нет, все не так просто.

Travis Strikes Again: No More Heroes — цельное и смелое произведение, которое ищет новые пути взаимодействия с игроком и, под слоем шуток про индустрию и эпатажного безумия, рассказывает многослойную необычную историю. И «многослойная» не преувеличение. Вот несколько уровней содержания:

  1. Сюжет собственно TSA — то, что сообщается прямо.
  2. То, на что есть непрозрачные намеки, но прямо не говорится.
  3. Сюжетные мостики к No More Heroes.
  4. Отсылки на другие игры Grasshopper Manufacture.
  5. История потери интереса к своей страсти и его возвращения.
  6. Личная история Суды о его пути в игровой индустрии.
  7. Комментарий о состоянии игровой индустрии и пути разработчика в ней.

И все эти уровни красиво сходятся воедино и напрямую связаны с игровыми элементами. Сложно вдаваться в подробности без спойлеров (а их лучше не знать, особенно если вы знакомы хотя бы с парой игр Grasshopper Manufacture), но попробую максимально отвлеченно прокомментировать несколько моментов. Для начала немного контекста.

Гоити Суда не руководил разработкой проектов двенадцать лет, с первой части No More Heroes – обычно он просто писал сценарий, помогал с идеями, договаривался с партнерами и так далее. Его компания Grasshopper Manufacture за это время успела на какое-то время попасть в поле внимания мейнстрима с Shadows of the Damned и Lollipop Chainsaw и рядом других проектов от разных крупных издателей — но ни один из них не стал настоящим хитом в продажах и любимцем критиков. Несколько лет назад GSM стала частью гиганта GungHo, в основном занимающегося играми для мобильных телефонов, и выпустила за это время только F2P Let It Die и пару римейков своих замечательных старых визуальных новелл. В конце 2018 года состав Grasshopper Manufacture уменьшился до 20 человек, капитал сократился, офис переехал в другое место, а в списке крупных клиентов появилась Nintendo. Неясно, какие отношения теперь связывают их с GungHo, ведь TSA они издают самостоятельно, но для GSM это однозначно новое начало. Теперь Суда и его команда фактически инди-разработчики. И Travis Strikes Again — промежуточная работа, знаменующая конец одного периода в истории компании и начало нового, отчасти горькая, отчасти с самоиронией, отчасти обнадеживающая. В ней мечты, сомнения, разочарования и чувства Суды — и проявляются они и в основных «играх», и в части с визуальной новеллой, и в самом факте, что в игре много отсылок на инди.

В один момент (теперь уже) говорящая кошка Трэвиса жалуется, что из-за текстовых вставок в экшен-игре средний бал игры на Metacritic упадет, а тогда будущее серии под вопросом. Дальше небольшой спойлер, можете пропустить следующий абзац.

Трэвис сначала соглашается, и какое-то время максимально коротко пересказывает события («Трэвис, текста именно столько, сколько нужно, молодец, ты поднял рейтинг игры баллов на пять!») – но потом плюет на это и делает то, что хочет. И в этом факте весь Travis Strikes Again.

А коллекционирование футболок с логотипами инди-игр и одного проекта Nintendo означает, в чем видит спасение для индустрии Суда — в независимых разработчиках. Тех, кто не замешан в убивающем всё AAA. Это дополняет уже имеющиеся в игре критические комментарии о состоянии индустрии.

Но еще более интересен другой пример. Чтобы понять, что на самом деле происходит в последней главе, необходимо читать опциональные письма на факсе. А потом сопоставить их содержание с первыми репликами Трэвиса на уровне. И с тем, на какую игру отсылки в нем. Тогда сразу обнажается несколько сюжетных поворотов вполне себе в духе Кодзимы.И понимает это только игрок — Трэвис до самого конца, кажется, не осознает, что произошло. Да и даже если бы понимал – было бы ему до этого дело?

Открытие этого твиста заставляет задавать вопросы ко всему остальному, что было в игре — и сразу обнажаются мелкие нестыковки, слишком заметные и детально прописанные, чтобы быть случайными.

Это только верхушка айсберга. Суда показал, что значит настоящий панк-геймдизайн — игра бросает вызов и индустрии, и игроку. Созданная за короткий срок, маленькой командой и с маленьким бюджетом, она не отказывается от амбиций — а бежит им навстречу, грубо и не совсем умело, но со страстью, которая скрывается под внешним слоем спин-оффа с шутками про игры. Игра ждет своего игрока, который готов принять ее безумие и разобраться в ней, несмотря на все недостатки.

Что характерно, пресса и многие фанаты No More Heroes игру разнесли. Кто-то вообще назвал ее просто «геймерскими шуточками» и «деградацией Grasshopper Manufacture», «серой и скучной». В то же время на момент написания рецензии, пока рейтинг от критиков на Metacritic падает, пользовательский рейтинг растет. Многие даже говорят, что после рецензий чуть не передумали брать, но в итоге не пожалели — а некоторые заинтересовались другими играми Grasshopper, на которые тут много отсылок. А значит, всё не так плохо — фанаты в экстазе от отсылок и поворотов, а любители необычных игр получили интересный проект, который не выходит из головы.

Travis Srikes Again и правда сложно забыть, если принять её. К игре, которую хорошей-то в традиционном понимании назвать сложно, возвращаешься снова и снова, открывая в этом странном проекте что-то новое. И это поразительно, учитывая, что даже в сегментах с визуальной новеллой не так много текста, а события развиваются стремительно, без особых объяснений и описаний.

Отсюда и такая высокая оценка. При всех своих недостатках Трэвис и его многоуровневая история остаются с тобой после прохождения надолго. А это самое главное.

Автор текста: Алексей Мелихов.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!