Лицо — Человек в кожаной маске

Яцек был обычным польским деревенским парнем. У него была работа, большая семья, любимая девушка, собака и группа Metallica — казалось бы, почти идеальная европейская картина быта. Однако в какой-то момент всё рушится, когда главный герой получает серьезную травму во время амбициозного строительства самой высокой статуи Иисуса Христа в мире. Докторам удаётся спасти ему жизнь, но ценой операции по пересадке лица, а поскольку современная медицина бывшей социалистической республики мало имеет чего общего с фильмом «Без лица» Джона Ву, результат работы хирургов вряд ли можно назвать приемлемым. Однако неунывающий Яцек горит желанием вернуться к своей обычной жизни, но готово ли спокойное общество местной деревушки к этому, не совсем ясно.
За последнее время Берлинский кинофестиваль благодаря своему жюри, а так же работе конкурентов в Каннах и Венеции приобрел на карте Европы статус «Мекки человеческого кинематографа». В то время как во Франции и Италии люди гонятся за звездами и громкими премьерами, организаторы в Германии хотят обратить ваше внимание непосредственно на сами фильмы с местечковыми историями и темами, которые бы были интересны любому зрителю. Хотя «Лицо» легко можно обвинить в попытке представить на экран не неизвестную нам Польшу, а скорее в желание изобразить некий сатирический срез государства, где духовная часть стала сильно преобладать над светской, но при этом окончательно не победила.
Тем более основные факты, а именно самая высокая статуя Иисуса и первая успешная операция по пересадки лица (в реальности, правда, пострадавшим был не строитель, а пожарный) действительно имели место быть в бывшей Речи Посполитой. Вот только Малгожаты Шумовски почему-то во всем этому полу-фантастическом сюжете интересует не психологический аспект, а социологический. И из-за этого возникает ощущение, что «Рожа» (именно такой вариант перевода был бы более корректен для польского «Twarz»), представляет собой многослойное кино, где пройтись создателям получается, увы, только по поверхности. Рядовые жители деревни будут косится на Яцека с недоверием, родная мать просить у священников изгнать из него бесов, девушка спокойно забудет про помолвку, а предприимчивые и вездесущие коммерсанты найдут в этой истории повод для нехитрого заработка. 
Разумеется, каких-нибудь сногсшибательных выводов из всего этого не последует. Наоборот, режиссёрша в какой-то степени даже боится выносить какие-либо однозначные суждения. Это даже сказывается на общих планах, в которых чаще всего окружение персонажей скрыто за не совсем уместным эффектом боке. Поэтому ближе к финалу на самые очевидные тезисы про равнодушное общество в условиях высокого уровня духовности смотришь как-то слегка недоуменно. То есть откуда здесь взялось Гран-при Берлинского фестиваля не совсем ясно. Возможно, все дело в том, что сам Тыквер (председатель жюри этого году) в свое время пострадал от излишних проявлений католицизма, но доподлинно это неизвестно.
Или же постановщик «Парфюмера»вдруг почувствовал, что в наше неспокойное время, когда каждый второй человек в современном обществе страдает от депрессий и экзистенциальных кризисов, попытка скрыться от них в лоне церкви явно обречена на провал, поскольку в капиталистическом строе в любом случае на первом месте всегда будут блага материальные, а не духовные (смотри открывающую сцену в супермаркете, напоминающую «Крампус»). Собственно поэтому, о добродетели и любви к ближнему большинству всегда приятней и проще рассуждать за богато накрытым столом напротив широкоформатного телевизора, который ты урвал на рождественской распродаже, а не в маленьком и тесном домишки, перебиваясь хлебом и водой. Удивляться тут нечему, как ни как жизненную мудрость про необходимость смотреть правде в глаза и искать корень проблем не в зеркальных поверхностях, а в самом себе, придумали далеко не вчера. Хотя вряд ли кто-то из знаменитых классических философов в свое время задумывался о том, что чтобы избавиться от пагубных оков прогнившего общества нужно в этом самом обществе потерять свое лицо. И метафорически, и физически. Вот только, что потом будет с тобой дальше, никто не знает.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!