Утойя, 22 июля — Абсолютный страх

22 июля 2011 года Норвегию и весь мир потрясла новость о двух террористических актах, случившихся в этой стране. Сперва в правительственном квартале Осло взорвалась начиненная взрывчаткой машина, а полтора часа спустя на остове Утёя в детском лагере правящей Рабочей партии были расстреляны и ранены почти двести человек, большинство из которых оказались подростками. Бойня длилась почти 71 минуту, и осуществил её Андерс Брейвик, сразу же сдавшийся первым прибывшим на место полицейским. На суде его признали вменяемым и приговорили к максимально возможному сроку заключения в виде 21 года за решеткой. Однако по прошествию 7 лет, трагедия в окрестностях Осло все никак не может перестать волновать норвежцев. И вот после череды судебных процессов, журналистских расследований и социологических исследований настала время узнать, что по этому поводу может сказать искусство.

Так уж удивительно получилось, что в этом году про злосчастный теракт Брейвика вышло сразу два фильма. Один снял постановщик Борнов и большой специалист по человеческим трагедиям Пол Гринграсс («Капитан Филлипс», «Кровавое воскресенье»), а другой — скандинавский режиссер Эрик Поппе. И если первый сделал некое переосмысление событий с большим упором на то, как Норвегия смогла оправиться после пережитого и не изменить своим политическим идеям и реформам, то второго больше заинтересовал эмоциональный аспект одного конкретного момента, связанного с запертыми на острове детьми. Для этого Эрик прибег к приему долгого плана и почти документальной постановке происходящего. В начале фильма есть съемки камер наблюдений, беспристрастно фиксирующих белый фургон Брейвика и следующий затем взрыв. После чего мы переносимся на остров, где в ближайшие минуты зритель вместе с героями пройдет через настоящий ад.

Больше всего «Утойя, 22 июля» будет напоминать уже всем надоевшее кино мокьюментари, вот только оператор здесь не один из героев, плюс, довольно сложно назвать фильмом-аттракционом картину про расстрел невинных детей. Хотя условия жанра здесь соблюдены чуть ли не досконально: вот краткое знакомство с героями, поданное в максимально ярких красках, ссора двух сестер и звуки выстрелов вдалеке, сперва вызывающие у персонажей мысли о фейерверке и петардах. А дальше массовая паника и бегство в лес, где крайне трудно спрятаться не только от оглушающих выстрелов, но и от пожирающего тебя буквально изнутри страха. Хочется прекратить эту вакханалию ужаса, но обстоятельства все время заставляют главную героиню в поисках своей младшей сестры бежать не от звуков винтовки, а в их сторону.

Разумеется, смотреть подобную ленту невероятно сложно. И речь тут не только об операторской работе, которая ради того самого эффекта долгого и непрерывного кадра идет на самые разные ухищрения. Правда, опытный взгляд может легко догадаться в какой именно момент человеку с ручной камерой говорили «стоп» и «мотор!». Гораздо более важный вопрос, как вообще относится к произведению, проникнутому столь невероятной болью и трагедией? Особенно, когда отстраняющийся от повествования режиссер в одной из сцен заставляет плачущую девушку петь песню «True Colours». Некоторые из отечественных журналистов в Берлине пытались обвинить Поппе в эмоциональной манипуляции аудиторией, попытке нажиться на ужасном событии и отсутствии какой-то мысли в произведении.

При этом если отбросить пенсе морализаторства и взглянуть на «Утойю» честно, получится что это заметно более глубокое кино, чем кажется изначально. Во-первых, в наш современный век интернета и чудовищных новостей, случающихся с обычными людьми каждый день, мы все довольно давно приобрели определенную черствость к человеческим трагедиям, поэтому данный фильм хороший способ прочувствовать боль определенных людей и целой страны, которая довольно долго в своей истории ни с чем подобным не сталкивалась. Во-вторых, вопреки экранизации конкретного события, Брейвик здесь скорее фигура абстрактная (его даже толком нет в кадре, лишь тень у палатки, да силуэт на склоне), как метафора современного общественного благополучия и его хрупкости перед лицом почти хтонического и неизвестного ужаса, который зачастую из этого самого общества и появляется на свет.

Благодарим кинокомпанию Иное Кино и фестиваль Северных стран за возможность посмотреть фильм.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!