Вакантна жизнь шеф-повара — Ответы без вопросов

Кому из нас не хотелось хотя бы ненадолго отвлечься от собственной жизни и почувствовать на своей шкуре, каково живётся другим? Бывают ведь такие моменты, когда всё приедается и появляется желание побыть кем-то иным. Занятой бизнесмен в таком случае наверняка был бы не против примерить белый воротничок одного из своих подчиненных, который, как ему кажется, живёт не в пример более интересной жизнью, отвечая только лишь за свой маленький удел деятельности и вечером возвращаясь домой к жене и детям, которых у бизнесмена нет из-за вечной загруженности. А скромный мойщик окон с радостью бы посидел в кресле одной их тех важных шишек, здание которых он обслуживает каждый день и пускает слюни на навороченные машины, что они паркуют по утрам, покуда сам добирается на метро.

Вот и главный герой фильма Андрей, почуяв свободу после отъезда жены, хватает под мышку своего друга и отправляется кутить и дебоширить по клубам, как будто бы пытаясь убежать от обустроенной, но опостылевшей ему размеренной, спокойной жизни. И как нельзя кстати, бродя по ночной Москве, натыкается на таинственное «Фотоателье», где демонического вида хозяин предлагает ему заманчивое предложение — ненадолго пожить другой жизнью. Звучит фантастично, но на деле все оказывается вполне реально. «Вакантна жизнь шеф-повара,» — говорит таинственный продавец счастья, и Андрей соглашается. И вот он уже другой человек: у него новый дом, новая работа, новые люди вокруг. Но то, что поначалу кажется забавной игрой, в итоге оборачивается в трагедию потери собственной идентичности, когда герой, пытаясь вернуться в привычное ему русло, понимает, что повернуть всё вспять и вернуться обратно не такое уж и простое и безопасное дело.

maxresdefault (1)

Что с ходу бросается в глаза? Определенная смелость фильма. Современное российское кино, которое с развала СССР все никак не может оправиться от синдрома «достоевщины», утверждая повсеместную разруху в отношении нравов человеческого общества, будто бы бабочка, которая не может вырваться из своего кокона и перейти в состояние имаго. Над российскими киноделами, будто грозный левиафан, нависла подавляющая социальная тематика и потребность снимать кино о том, что «в стране не может быть хорошо». И в этом отношении «Вакантна жизнь шеф-повара» (позвольте употреблять для краткости аббревиатуру «ВЖШП») умудряется-таки выбиться за рамки опостылевшей валериегайгерманикоподобной продукции.

Нет, кино не обещает нам хорошей жизни. Попытка вырваться за пределы своего ареала существования оборачивается для Андрея не только потерей ориентации в пространстве чужого бытия, но и риском потерять ещё и собственную индивидуальность, а может и жизнь вообще. Жанрово фильм, несмотря на название, которое вполне сошло бы для какого-нибудь ромкома, скорее подходит под определение триллера с долей фантастики. Но что, по сути, есть хорошая фантастика? Ничто иное, как альтернативный взгляд на реальность в духе «а что, если…». В этом отношении «ВЖШП» и есть тот самый взгляд. Он убедительно, пускай и «в лоб», демонстрирует нам прописную истину — от себя не убежишь, догонят, поймают и дай Бог чтоб просто вернули потом на место, а то и вовсе выкинут на обочину жизни помирать в безызвестности.

bc60afb1facf

Кто-то после просмотра фильма, возможно, вспомнит зарубежные ленты вроде «Меняющие реальность», «Шоу Трумана», «Вечное сияние чистого разума», или, из менее очевидного, перестроечный советский фильм «Дом под звездным небом», и будет в целом прав. Герои этих лент сталкиваются с тем, что в мире существуют высшие силы, которые не дают спуску при попытке отклониться от заданного судьбой маршрута. Вот только потом люди с радостью идут бороться с системой (кроме разве что «Дома») и в конечном счете побеждают её, так или иначе. С нашим фильмом все куда сложнее и неопределеннее. Герой бы и рад бороться, да есть проблема — он не понимает правил игры, по которым крутится чёртово колесо событий, что валятся на его голову и больно бьют по черепушке. Концовка может вызвать целый ряд вопросов, в итоге фильм заходит в тупик, вроде как не давая ответов.

И вот именно в этом прелесть сего творения. Несмотря на жанрово «западную» принадлежность, фильм очень про Россию, про современного человека, который в погоне за счастьем теряет ориентиры, а постепенно — и самого себя. Люди пытаются понять, как жить и куда двигаться, но направлений нет, равно как и какого-либо четкого плана действий. В итоге есть только один выход – неси свою ношу вперёд, двигайся навстречу солнцу и надейся, что однажды достигнешь своего горизонта и что это не будет смерть. Но не пытайся свернуть, иначе попадёшь в такие дебри мира, что сама тьма взглянет тебе в глаза, и быть может, это будет последнее, что ты увидишь.

На такие мысли и не только наводит эта картина. И в этом его заслуга, как фильма, прикрытого фантастической оболочкой. Вот самое правильное использование «принципа допустимости» — проиграть ситуацию, которая невероятна в реальной жизни и задать себе всего один вопрос: а так ли плохо, что это невозможно? И в итоге, если копнуть дальше жанровой принадлежности, фильм вызывает совсем другие ассоциации, например, со сказкой «Принц и нищий» Марка Твена, которая всё о том же: королевичу королевское, бедняку – бедняцкое, и не стоит пытаться менять местами то, что создано не нами. «ВЖШП» оказывается триллером только внешне — внутри это притча о современном человеке, который, как ему кажется, идёт в никуда, не имея лучшего пути.

Да, конечно, этот фильм отнюдь не идеален. В сюжетной линии есть определенные провисания, нелогичности и неувязки, которые крайне тяжело обойти даже опытным сценаристам при заходе на тему игры с реальностью. А тут ещё и дебют прошлогоднего выпускника режиссёрского факультета ВГИК Рустама Ильясова, который выбил первый в истории грант на съемки от продюсерского центра «ВГИК-Дебют». Человек он крайне ответственный и амбициозный, как режиссёр вполне подающий надежды (и фильм отличное тому доказательство), но крайне редки случаи безоговорочно прекрасной работы с первой же попытки.

И тем не менее работа проделана колоссальная, ещё один яркий тому показатель – Пётр Федоров и Виктор Вержбицкий, которые согласились играть в фильме больше за идею, нежели за полагавшийся им гонорар. Не так часто в дебютный проект удаётся сразу заманить актёров такого уровня, однако Ильясову удалось.

Да и в конце концов, красота не в совершенстве, а в искренности. В честности режиссёра сомневаться не приходится: он хотел сделать хорошее кино, которое будет отличаться от бесконечной левиафаноподобной продукции российского кинорынка. И у него это получилось. «ВЖШП» легко и приятно смотрится, но при этом не оставляет голову пустой. Это пример добротной, грамотно проделанной работы, в которую вложили душу, и от того фильм хочется смотреть до самого конца, чтобы выяснить: сможем ли мы всё-таки убежать от своей жизни или же это нечто из разряда фантастики? Ответа, как и полагается, нет, зато абсурда — хоть отбавляй. А нам, тем временем, остаётся ждать нового проекта Рустама Ильясова, ибо внимания он к себе привлёк вполне достаточно.

75


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!