Вальгалла: Рагнарёк — Сумерки богов

Современная европейская культура пропитана древнегреческими мифами так же сильно, как христианскими мотивами, однако к переосмыслению и перепрочтению их в двадцать первом веке она не тяготеет. Молчат те струны, за которые дёргали истории про богов-гедонистов, удачливых детей Кроноса. Сейчас, как и сто лет назад, люди тяготеют к суровым северным мифам, несущим в себе ростки собственного конца — сказание о Рагнарёке.

Скандинавские боги современности это не оперные бородачи в рогатых шлемах, они ходят среди людей и мало от них отличаются. «Вальгалла», основанная на мультфильме 1986 года и серии комиксов, окончательно отбрасывает мультяшность и юмор первоисточника и открывает зрителю Асгард мрачный, тёмный и холодный, населенный не сияющими небожителями, а суровыми немытыми вояками, такими же, как на земле.

Основа истории, впрочем, не изменилась со времён Эдды: Тор (Роланд Мюллер) и Локи (Дульфи Аль-Джабури), остановившиеся на ночлег в доме смертных, забирают хозяйских детей Тьяльфи (Саксо Мольтке-Лет) и Рёскву (Сесилия Лоффредо) в уплату за искалеченного ездового козла. Однако дети оказываются не просто домашней прислугой, а ценными помощниками богов. Волею сценаристов Рёсква, к тому же, таит секрет, разглядеть который способна лишь мудрая Фригг…

Мифологическая скандинавская сказка в псевдореалистичных декорациях — такого нам давно не показывали. Тот же «Эспен в королевстве троллей» был светлым и волшебным, хоть и с местным колоритом. Можно даже сказать, что Фенар Ахмад тут сыграл на поле Николаса Рефна с его собственной малобюджетной Вальгаллой

Однако, на этом интересные стороны фильма заканчиваются. 

Пожалуй, самая основная проблема — отсутствие симпатичных главных героев и хоть какой-то химии. Тор — недалёкий грубиян, Тьяльфи — сюжетная марионетка, идущая туда, куда ведёт повествование, а Рёсква — скучная, действующая по наитию, и при этом не совершающая поступков. Её роль — просто быть особенной. Из-за этого превращаются в холодную овсянку и остальные линии. В истории о том как боги, чтобы выжить, должны признать свою зависимость от людей, невероятно мало развития персонажей. Все просто подают реплики, участвуют в сценах, знакомых любителям скандинавской мифологии, и хвалят Рёскву за то что она такая замечательная. От этого конец выглядит смазанным, и даже первоисточник винить как-то неудобно — в нём по крайней мере было своё обаяние, компенсировавшее немудрящий сюжет. 

К сожалению, то, что могло стать скандинавской «Сказкой странствий», получилось ничем. Никакого роста, никакого развития, никакой идеи — просто низкобюджетный способ потешить детское и подростковое эго словами об избранности и нетаковости, без всяких реальных причин.

Не удивительно, что в мире, где избранность и величие — расходная монета, боги так измельчали. Видимо, Рагнарок все-таки неизбежен.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!