Великая стена — Модный приговор

Фильм «Великая стена», рассказывающий, как можно догадаться, про Великую Китайскую стену — по иронии символизирует не отделение Поднебесной от остального мира, а её объединение с Голливудом. Китайский режиссёр Чжан Имоу снял фильм, придуманный людьми с Запада, в котором главная роль была уготовлена американскому актёру Мэтту Дэймону. Союз вышел величественным, но не равноправным.

Здешняя история проста и легка, как китайский фонарик: прирождённый наёмник и лучник Уильям (Дэймон) вместе с товарищем-подельником Пэро (Педро Паскаль) отправляется на Восток в поисках величайшей наживы — пороха, пока ещё не покинувшего границы Китая. Но авантюра развивается совсем не по плану: Уильям натыкается на чудовищных размеров стену, населённую войнами в модных доспехах. Будто этого мало, наёмник узнаёт, что помимо головорезов за ним охотятся кровожадные пришельцы, похожие на ящериц.

«Великая стена» как нельзя лучше показывает, почему Китай — величайшая страна на свете, которую мы не способны понять. Неотёсанный, заросший и просто грязный Уильям первую треть ленты только и делает, что изумлённо глазеет на настоящую военную утопию внутри Стены: каждый воин здесь обучен дисциплине, имеет чёткую специализацию в бою, не моргнув дерётся до конца и при этом, опять же, модно выглядит. Герой пытается заработать право на только лишь возможность проявить себя в деле, показывая местному военному руководству трюки с меткой стрельбой. Но уважение он сможет заработать только принеся настоящую пользу.

То же происходит по другую сторону камеры: Голливуд хочет «дружить» с Китаем, чтобы обогатиться на обширной зрительской аудитории. И для этого западникам приходится доказывать свою нужность — Чжан Имоу впервые снял такую дорогую и масштабную картину, получив бюджет голливудского размера и происхождения.

И всё-таки Восток оказался доминантным. Например, трое из главных действующих лиц — из Голливуда: Дэймон, Паскаль и Уиллем Дефо, исполнивший роль ненужного антагониста. Тем не менее, троицу постоянно затмевает героиня Цзин Тянь, блистающая как в бою, так и во время передышек между сражениями. Она ныряет в толпу чудовищ со страховкой на талии и копьём в руках, грациозно сражается и ведёт за собой лояльное войско. Уильяму ничего не остаётся, кроме как время от времени остроумно шутить и постреливать из лука, чтобы удержать на себе хотя бы часть зрительского внимания.

Единственная же существенная причина смотреть «Стену» — шарм исключительно восточного стиля, пусть и воспроизведённого с участием Запада. Воины облачены в синюю, красную броню, они сражаются с зелёными чудовищами, поле боя застилают ярко-оранжевые взрывы пороховых снарядов, а в одном из эпизодов герои тонут в радужном свете, сочащемся сквозь разноцветные витражи. Невозможно было представить, что блокбастер с такой пёстрой палитрой буквально каждой сцены может выглядеть столь стильно и даже изысканно, а не безвкусно и пошло. Но так и получилось.

Просмотр «Великой стены» похож на туристическую поездку по самым колоритным местам Китая или как минимум поход в музей восточного искусства. Мы, люди Запада, так не умеем — нам только и остаётся что импортировать красоту через Великую стену за любую сумму, какую попросят.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!