Ночная игра — Иллюзия обмана

Желание привнести элемент интерактива в художественное произведение возникло еще задолго до того, как Quantic Dream выпустила свой Fahrenheit, а Telltale Games получила свои главные лицензии, позволяющие им держаться на рынке эпизодических игр. Большинство людей познакомилось с концепцией выбора действий за главного героя, как это ни удивительно, с помощью детских книжек серии «Выбери себе приключение», где от читателя зависело, как будет развиваться история. Повествование велось от второго лица, и заставляло скакать между главами в произвольном порядке, сверяясь с решениями персонажа, которым был ты сам. Впоследствии издатель усложнил задачу и добавил в некоторые книги дополнительные элементы вроде игрального кубика или системы характеристик героя.

lateshift_with_joesowerbutts

Кинематограф тоже не стремился отставать от тенденций и выпустил первый «интерактивный» фильм аж в 1967 году — комедию «Человек и его дом». К сожалению, картина использовала слишком новаторскую технологию для своего времени, и способ принятия решения предполагал, что для полноценного проката, кинотеатрам придется оборудовать залы системой Kinoautomat — подлокотниками с двумя кнопками для управления выбором героя на экране. Разумеется, ради только одной ленты никто на такой шаг не пошел. Но поскольку прогресс не стоял на месте, 49 лет спустя молодой швейцарец Тобиас Вебер решил воплотить данную идею в кино еще раз. Так появилась «Ночная игра».

lateshift_with_johnnysachon_lilytravers_joesowerbutts

По сюжету студент Мэтт работает охранником на ночной парковке. Единственное развлечение для него здесь — редкие посетители с шикарными автомобилями, в которые так и тянет заглянуть, да учебник по математике. Однако сегодня к ним прибавится красотка-блондинка, желающая одолжить новенькую «Мазерати», чтобы выиграть странное пари, да парень с пистолетом, очень настаивающий на том, чтобы именно Мэтт составил ему компанию. Как поступать главному герою с данными ситуациями, решаете только вы и еще несколько случайных зрителей, которые пришли на сеанс, предварительно скачав нужное приложение и подключившись к специальной сети Wi-Fi.

desktop2

Собственно, именно в соседях по залу и кроется главное «проклятие» всей идеи Late Shift. Изначально постановщик додумался до создания такого проекта, поскольку сам как зритель был недоволен тем, как развиваются события в большинстве фильмов. Но вместо того, чтобы снять простую картину, отвечающую его требованиям, как киномана, он пошел дальше и произвел на свет 200 экранных минут, из которых при удачном исходе получится нормальное произведение. Правда, говорить о «нормальности» в данном случае довольно трудно.

lateshift_with_joesowerbutts_harukaabe

Предполагается, что дав человеку в зале выбирать за героя, фильм выстраивает между ними некую связь, но на самом деле происходит ровно обратный процесс. Упростив просмотр ленты до нажатия двух кнопок, режиссёр позволяет зрителю поступать с персонажами максимально глупо и жестоко, получая на выходе не интересный триллер, а невнятную и банальную чепуху, снятую дилетантом. Никогда нельзя быть стопроцентно уверенным, что твои решения действительно влияют на то, как развивается сюжет, потому что если повествованию нужно, главного героя все равно похитят, заставят участвовать в ограблении и тому подобное. Когда то же самое происходит в играх, это не настолько обидно, потому что свобода выбора не ограничивается только диалогами. Именно поэтому играть в Life is Strange или Heavy Rain будет интереснее, чем смотреть «Ночную игру».

lateshift_with_solheras_joesowerbutts_tomphillips

Последней же каплей становится то, что, несмотря на изначально правильный посыл — заставить обычного зрителя думать нестандартными поворотами сюжета — кино всё равно будет развиваться самым банальным образом. Экрана статистики перед глазами нет, поэтому невозможно прикинуть, сколько человек в вашем зале ткнуло в самый очевидный вариант развития. Возможно, это говорит о том, что даже насмотревшиеся всего пресса и блогеры, которые любят кричать о предсказуемости современных лент, все равно мыслит в сложившихся парадигмах, просто потому что привыкли именно к ним. В итоге вместо одного из 7 финалов и интригующего долгого фильма, вы получаете самую банальную из возможных концовок и зрелище, укладывающееся всего лишь в 70 минут.

lateshift_with_harukaabe_joesowerbutts

В такие моменты чувствуешь себя Фраем из «Футурамы», который в одной из серий пошел в кинотеатр будущего на блокбастер, но вместо сражения экранного героя с восставшими на заводе роботами, смотрел, как тот занимается перекладыванием отчетов, потому что именно так «проголосовало» большинство зрителей. Разумеется, для человека никогда не слышавшего о видеоиграх, поход на Late Shift станет довольно интересным опытом, тем более что билет на него стоит как на обычный фильм. Но только существуют ли еще такие люди в современном мире и так уж часто они ходят в кино?

late-shift-official-trailer-your-decisions-are-you-0-01-51-779

Тем же, кто желает полноценно оценить вариативность данной ленты стоит скорее всего дождаться цифрового релиза, запланированного следующим летом, в виде приложения на iOS и Android (на iOS фильм уже доступен, но не в России). Возможно, сейчас создатели предполагают, что взглянув  на ленту один раз, зритель пойдет на нее и во второй, чтобы посмотреть на другой вариант событий. Вот только существует риск, что, даже выбрав самый ранний сеанс или взяв с собой группу поддержки, вы снова увидите тот же самый финал, «благодаря» другим зрителям в зале. И если в случае с чешским «Человек и его дом» в одной концовке для всех вариантов читалась заложенная специально ирония, то в «Ночной игре», скорей всего, это будет злой умысел.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!