Закон рынка — Без права на милость

19 мая львиная доля кинозрителей России отправится смотреть новых «Людей Икс» (наше мнение о них вы можете узнать здесь). Все остальные премьеры будут не столь громкие, но на «Закон рынка» точно попадёт хоть кто-нибудь. Может целенаправленно, может случайно, может ради интереса. И очень здорово, что среди случайных и заинтересовавшихся найдутся те, кому этот фильм понравится – а мы совершенно точно уверены, что такие будут. Потому что эта картина либо оставит вас совершенно равнодушными, либо попадёт точно в сердце. Нам – попала.

Главный герой, Тьерри, пожилой человек, которому перевалило за пятьдесят. Он долго и безуспешно пытается устроиться хоть на какую-то работу после того, как предприятие, где он работал, обанкротилось, но повсюду слышит какие-то «но» — то опыта не хватает, то образования, то просто не так улыбнулся. Так или иначе, имея жену, сына, больного параличом и желание жить, как живут нормальные люди, он пытается найти хоть что-то, и находит – его берут охранником в крупный супермаркет. Постепенно жизнь начинает налаживаться, и все идёт хорошо, пока Тьерри не сталкивается с проблемой выбора между справедливостью и милосердием по отношению к воришкам, которые пытаются вынести что-то – то зарядку от телефона, то кусочек мяса, а то и вовсе купоны на скидку…

the-measure-of-man-indie

В общем-то, рассказывать более подробно о сюжете этого фильма не обязательно – вы не увидите в нем каких-то ошеломляющих воображение сюжетных завязок, выходящих из ряда вон ситуаций, искрометного юмора или глубокой, как Марианская впадина, трагедии героя. Нет, фильм вообще довольно скуп на эмоции, даже с точки зрения съемки – режиссёр Стефан Бризе нарочно не использует штатив для камеры (кроме тех мест, где мы видим изображение с камер наблюдения в супермаркете), что позволяет достигнуть эффекта документального кино.

Мы наблюдаем за Тьерри, а он почти никогда не исчезает из поля зрения. Максимальная отвлеченность режиссёра от происходящего позволяет нам полностью сосредоточиться на главном герое, который сталкивается с необходимостью решать дальнейший ход человеческой судьбы – сдать или не сдать полиции мелкого воришку, закрыть глаза на мелкое жульничество коллег по работе, сообщить начальнику об этом… Казалось бы, какая драма может быть в истории про охранника супермаркета? А выясняется, что ещё какая – особенно при условии, что режиссёр предлагает нам просто наблюдать за персонажем.

7914056-836207

А учитывая то, что играет Тьерри замечательный Венсан Линдон – французский актер, 5-кратный номинант на престижнейшую французскую премию «Сезар» – то наблюдать за героем становится интереснее в десятикратном размере. Бывают такие актеры, которые как будто ничего не делают в кадре, но приковывают к себе внимание как раз этим. В США таким был великий Джин Хэкмен, в СССР половину обаяния от фильма забирал наш любимый Евгений Леонов, и Венсан Линдон – тоже из таких. Разыгрывая образ Тьерри, он показывает нам самого обыкновенного человека – такого же, как и большинство из нас. Нам знакомы его проблемы, его чувства, его эмоции. И потому мы, как и в реальной жизни, далеко не часто видим какие-то сверхъестественные эмоции на лице.

50f82230e9b2afa92dbf138cd01a4aea825ec25a

Оператор, кроме того, регулярно снимает Линдона из-за плеча, со спины, тем самым словно подражая ещё одним любителям «отвлеченного действа» – каннским любимцам братьям Дарденнам. Они в каждый свой фильм пихают такого же «отсутствующего актера» Оливье Гурмэ (их лучший фильм «Сын» и вовсе построен на том, что его лицо зритель практически не видит). В итоге мы буквально «вылавливаем» эмоции героя по вздернувшейся на лбу морщинке, по дрогнувшему уголку губ, по случайному жесту. И Венсан Линдон буквально «забирает» себе фильм – смотреть за его персонажем не просто интересно, он буквально гипнотизирует, и в важный момент фильма (обойдемся без спойлеров) накал внутренней драмы возрастает в геометрической прогрессии от одного лишь изменившегося выражения лица актёра.

scena_din_film_vincent

Не верите нам – поверьте жюри Каннского кинофестиваля, которое присудило «Золотую пальмовую ветвь» Линдону как лучшему актеру (и «Сезар» он за этот фильм, кстати, взял тоже). Кроме того, фильм отметило экуменическое жюри, которое выбирает фильмы, отмеченные особым гуманистическим посылом – и «Закон рынка» действительно несёт в себе огромный вопрос на извечную тему, что важнее – отдельный человек или всеобщий закон? И, быть может, основательного ответа фильм так и не даёт – и этот момент можно назвать самым большим недостатком фильма (хоть и не фатальным). Наш любимый бич критиков русской чернухи в кино «Левиафан» тоже ставил условия задачи, не объясняя решения этой задачи. Так и здесь – фильм говорит нам о том, что на бесконечном рынке труда выживает лишь бессердечный, тот, что ставит закон превыше морали. И эта печальная истина звучит в фильме непрерывным лейтмотивом и служит основным двигателем сюжета.

002(65)

Тем не менее, из этого фильма каждый может что-то для себя почерпнуть. Быть может, такая постановка вопроса не случайна – заставить зрителя задуматься, взглянуть на свою жизнь под другим углом, или слегка подправить привычный… В любом случае, мы очень надеемся, что если вы все-таки попадёте на «Закон рынка» в перерыве между крупными голливудскими блокбастерами, то не разочаруетесь.

75


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!