В кино последнее время стало очень много так называемых «young adult movies» — это такие фильмы, которые снимают по «kidult» романам (в большинстве случаев — женским), которые были написаны для подростков. Мораль в них проста: ты, да вот ты, особенный (-ая), и ты всех победишь. Вроде бы это безобидно — всего лишь еще одно клише, которых в индустрии навалом, но в последнее время выходит так, что немало young adult movies собирают неплохую кассу, даже если их сценарий оставляет на лбу неизбежный синяк от ударов ладонью, а диалоги будто писались теми, кто никогда ни с кем в реальности не разговаривал. Увы, с «Инсургентом» история складывается именно такая.
Разочаровывает именно само отношение к съемкам фильма. Показательный пример: еще из трейлера можно было увидеть, что Трис (Шейлин Вудли) вдруг укоротила прическу в несколько раз. «Хм, ладно, может, так надо по сюжету и так было в книге», — с большим сомнением подумал я. Оказалось, что так и есть — в книге Трис берется за ножницы, потому что хочет почувствовать себя «обновленной» и каким-то образом как бы избавиться от чувства вины за события, произошедшие в предыдущей части. В фильме же эта сцена показана так, будто изначально в сценарии ее не было, но пришлось вставить, потому что Вудли ходила с короткой стрижкой после съемок драмы «Виноваты звезды» и просто не хотела бегать в парике. Буквально: проснулась, постриглась, а на утро сказала, что «просто захотелось». Серьезные проблемы с правдоподобностью мотивации главной героини начинаются уже с первых сцен — это, согласитесь, дурной знак.
«Порезали» в фильме не только волосы Трис, но и всю сюжетную основу. В книге — как я выяснил, проведя небольшое «расследование» — можно наблюдать, как главные герои плавно меняют свое отношение ко многим вещам, сомневаются, теряют и снова находят веру в себя — словом, взрослеют и становятся сильнее морально. В экранном же «Инсургенте» Трис и Фор не меняются вообще, а с первых минут ведут себя странно, будто с финала «Дивергента» прошло не несколько дней а много лет. Какой-либо связи или сопереживания у зрителя к героям просто нет. Почему Трис внезапно стала такой злой? Фор (Тео Джеймс) — лидер, но в чем это вообще выражается? Вместо важных для понимания характеров и мотивов персонажей моментов здесь лишь «эмоциональная» постельная сцена и десятки кадров в духе «постою и посмотрю в одну точку минуту, чтобы растянуть хронометраж».
И это притом, что сам по себе фильм снят хорошо. Здесь есть и оскароносные Кейт Уинслет и Октавия Спенсер на второстепенных ролях, и сносная компьютерная графика, и неплохой саундтрек, и хороший дизайн костюмов. Но, увы, во всем этом нет особого смысла, если сценарий вот-вот повалится с ног от бессилия и испустит последний вздох в виде, кхем, неплохого клиффхэнгера. И, как и в «Дивергенте», почти весь сюжет здесь содержится в первой паре сцен и кульминации ближе к финалу. Зачем при написании сценария выкинули так много условных «страниц» книги — неизвестно. Может быть, это чудовищный способ экономии материала для потенциально возможных приквелов-спин-оффов (в серии есть отдельная книга «Фор», где рассказывается про его жизнь до событий первого фильма). Наверное то, что «Аллигента» разделили на две части — это даже хорошо, если только и там не решат все порезать и обеднить.
Кстати, еще одна проблема young adult movies — они поддерживают вторичный цикл переработки, буквально. После просмотра «Инсургента» складывается впечатление, что увиденное — это такой странный ребут прошлогоднего «Бегущего в лабиринте», который тоже вдохновлен предшественниками в жанре. Здорово, конечно, что молодые и пока неопытные актеры могут использовать такие картины как «фабрику звезд» и в дальнейшем строить блистательную карьеру. Вот только сами фильмы слишком уж часто получаются проходными, в то время как актеры постарше, задействованные в них, могли бы в это время играть в чем-то поприличнее.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!