Ушедший 2015-й ознаменовался тем, что мы начали на более-менее постоянной основе писать про игровую музыку. Год на неё, не скроем, вышел просто выдающийся. Хватало как и бюджетных инди-шедевров, так и дорогих симфоний, записанных живым оркестром при поддержке хора. Охватить весь спектр прекрасных саундтреков ушедших 12-ти месяцев не представляется возможным даже в итоговом материале, потому единоличный автор рубрики отобрал наиболее интересные, в первую очередь себе, работы. Чёткой последовательности тут нет, даже не ищите. Хотя лучший саундтрек года выбрать всё же удалось, как и вручить ему ещё одного Почётного Котика. Итак, оркестр наконец, настроился, мы начинаем.
Джессика Карри, Everybody’s Gone to the Rapture
Можно сколько угодно спорить о творческой и чисто геймплейной ценности нового PS4-эксклюзива от The Chinese Room, однако нельзя отрицать: аудиовизуальная часть в игре по-настоящему захватывает дух. Во-многом виновата в этом музыка Джессики Карри, которая являлась одним из руководителей разработки. Увы, неизлечимая болезнь (о которой, правда, Джессика говорит редко) заставила Карри сразу после релиза «Хроник Последних Дней» расстаться с индустрией игр и, похоже, композиторством. Что не отменяет простого факта: саундтрек Everybody’s Gone to the Rapture — это один из моих личных фаворитов в этом году и точно одна из самых академически выверенных работ в игровой музыке вообще.
Поскольку действие игры происходит в английском захолустье в середине 80-х, то за основу саундтрека была взята английская классика начала и середины XX века. Фанаты британских сериалов быстро услышат знакомые мотивы, которые композиторы с Альбиона часто используют при конструировании своих симфоний. Так же в утиль были сданы и латинские хоралы. Коллектив London Voices, который можно услышать во множестве голливудских картин, поёт простые для понимания стихи на английском, плотно привязанные к сюжету самой игры.
Вопреки тому, что работа Карри не является цельной симфонией, набор мелодий на удивление естественным образом сплетается вместе и ставить на паузу или проматывать пластинку практически не хочется. В какие-то моменты проскакивает меланхолия, где-то льется искренняя радость, а иные композиции натурально рвут сердце.
Everybody’s Gone to the Rapture — это идеальный саундтрек, который прекрасно описывает “типично британский апокалипсис”, разворачивающийся в игре. И тот редкий игровой саундтрек, который для большей аутентичности не грех взять на “виниле”.
***
Тоби Фокс, Undertale
Небольшой трибьют всем японским ретро-RPG от Тоби Фокса стал совершенно неожиданным участником многих списков за звание «лучшего из лучших» в ушедшем 2015 году. Не будем сейчас описывать феномен Undertale, это прекрасно сделали или сделают другие люди.
Куда как любопытнее отметить саундтрек, который Тоби Фокс делал в первую очередь. Он ведь прежде всего музыкант, а не игровой разработчик, точнее, был исключительно им до недавних пор. Работу Фокса сложно назвать большим музыкальным открытием. Для фанатов jRPG она не блещет чем-то новым или оригинальным. Однако Тоби удалось сделать практически идеальную стилизацию под ТЕ САМЫЕ мелодии из наших любимых jRPG. Порой степень мимикрии под работы Нобоу Уэматсу и сотоварищей столь безупречна, что натурально теряешься в этом мире ностальгии и тебя откатывает во времена какой-нибудь Final Fantasy VI. Более того, музыка просто филигранно вплетена в игру и звучит ровно так и там, где требуется.
Undertale — лучший сборник музыкальных цитат уходящего года и чуть ли не самый «мета-альбом» в истории игровой музыки. Не самое плохое достижение, учитывая, сколь талантливо всё это дело обыграно.
***
Фрэнк Клепаки, Grey Goo
Старый конь борозды не испортит. А в игровой музыке мало осталось таких вот активных ветеранов, как Фрэнк Клепаки. Юный барабанщик Фрэнк начал работать на разработчика Westwood Studios (почти все ваши любимые RTS из детства) ещё в 17 лет и за эти годы превратился в железобетонный гарант качества. Если в игре за музыку отвечает Клепаки, значит с саундтреком всё в полном порядке.
В ушедшем 2015-м Клепаки подарил нам очередной яркий и эклектичный альбом, который приятно слушать как в игре, так и за её пределами. Более того, менее радикальная манера музыки Grey Goo — это отличный повод наконец-то послушать того парня, о котором постоянно рассказывает ваш поехавший на Command & Conquer друг. Оно того вполне себе стоит даже спустя столько лет, когда про Westwood все почти позабыли.
***
Майкл Сальваторе, Destiny: The Taken King
The Taken King знаменует собой не только полное перерождение Destiny, но и первый проект Bungie, где за музыку не отвечает Марти О’Доннел. И едва ли это плохо.
В этот раз ведущим композитором выступил Майкл Сальваторе (постоянный соавтор и аранжировщик О’Доннела на всех пластинках), а помогали ему Пол Си Джонсон и Скай Левин. До этого трио всегда находилось в тени Маэстро, и под стать самому DLC, грядущий саундтрек к TTK и двум предыдущим дополнениям должен был стать проверкой на прочность — смогут ли? Выдохните, Гардианы — смогли.
Динамичный геймплей Destiny: The Taken King, вкупе с мастерской работой трио Сальваторе, Джонсона и Левина, дарят чуть ли не самый мощный аудиовизуальный “экспириенс” 2015-го года и вряд ли хоть один шутер в обозримом будущем его переплюнет.
***
Множество авторов, Ведьмак 3: Дикая Охота
У прекрасной во многих отношениях пластинки к Ведьмаку 3 ровно одна проблема — непосредственно игра, для которой та была написана. Практически бесконечное путешествие Геральта, которое легко перескакивает за пять десятков часов, сопровождается пусть и замечательной, но весьма короткой для таких дел музыкальной дорожкой. Как итог — каждая тема из Ведьмака 3 после прохождения затёрта настолько до дыр, что слушать её отдельно желания почти не возникает.
Это вовсе не отменяет, однако, огромного труда, который вложили разработчики и композиторы в саундтрек. Восточноевропейская музыкальная эклектика, вкупе с фолк-напевами группы Percival придают Игре Года подобающее звучание и прекрасно поддерживают атмосферу, как во время горячих сражений, так и в процессе беготни по окрестностям Велена и Скеллиге.
***
Гарет Кокер, Ori and the Blind Forest
Главным музыкальным открытем года, вне сомнения, можно считать Гарета Кокера, чья работа над Ori and the Blind Forest вполне достойна любой ААА-игры. Записанная живым оркестром дорожка похожа на всё и ни на что одновременно. В треках сквозит восхищение работами Говарда Шора в частности и работой голливудских композиторов над жанром сказок в целом. А поскольку Кокер обладает ещё и незаурядным талантом подбивать свои мелодии и выразительные мысли максимально цельно, то даже для в глаза не видевших игру людей (типа автора статьи) восхищаться есть чем. Чем-то похожим в своё время радовал нас Винсент Диамантэ во Fl0wer и Остин Уинтори в Journey. Маленькие нехитрые игры с огромным музыкальным потенциалом.
В этом плане работа Кокера над Ori вполне может стать таким же трамплином, как и для Уинтори “Путешествие”. Мой вам совет — следите за новыми анонсами Гарета, потому что следующей его игрой может вполне себе оказаться нечто невообразимо большое и ответственное.
Саундтрек года
Остин Уинтори, Assassin’s Creed: Syndicate
Не зря, говоря о карьере Кокера, мы проводили параллели с Остином Уинтори. Именно Остину выпала честь в 2015-м году написать на взгляд всей редакции Котонавтов лучший игровой саундтрек. Пришедший в большую индустрию, как и Кокер, с инди-сцены Уионтори успел заработать такую мощную репутацию, что не каждый маститый ААА-композитор с ней сравнится. Тем интереснее было посмотреть, не утонет ли в вязком болоте серии Assassin’s Creed талант Остина и будет ли на него равняться сама игра. Вышло всё, на диво, ладно. Мы получили как невероятно оригинальный и яркий альбом, так и наверное лучшую часть долгоиграющей серии со времён AC: Brotherhood.
Остину Уинтори и ответственным за песни австралийцам Tripod, как канатоходцам в уличном цирке, успешно удалось нащупать баланс в музыкальном облике игры: пластинка аутентична, но узнаваема и приятна слушателю 21 века, а образ “викторианской музыки” блестяще романтизирован и бьет ровно в те точки удовольствия, к которым привыкли люди, любящие эту эпоху и истории в её антураже. Да ещё и игра получилась под стать альбому. Случай, прямо как чистая улица в Лондоне 19-го века — редкий. Так что ловите момент, леди и джентельмены!
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!