Мы продолжаем разговор о творчестве неординарного режиссёра Николаса Виндинга Рефна в преддверье его новой картины «Неоновый демон», премьера которой назначена на 28 июля 2016 года. И героем нашего сегодняшнего обзора стал «Пушер 2» — четвертая полнометражная работа режиссёра и продолжение его дебютного фильма, ставшего настоящим прорывом.
В первую очередь, стоит сказать, что у фильма непростая судьба. Сняв второй фильм «Истекающий кровью», Рефн отправился в Канаду снимать свою третью работу, неонуар «Страх Икс», который оказался настоящим провалом – финансовым, творческим и моральным. Режиссёр оказался банкротом, и единственной возможностью исправить положение оказалась популярная тактика «снять сиквел для успешного фильма», которая поначалу ему совсем не нравилась. Но чуть позже у него родился сын, и это побудило его написать сценарий, в основу которого легли непростые взаимоотношения между Рефном и его отцом, тоже кинематографистом, в которые вмешалось рождение ребёнка. Это и стало фундаментом для фильма «Пушер 2».
Главным героем на сей раз стал персонаж второго плана Тонни из первой части фильма. Выйдя на свободу после очередной отсидки (судьба Франка, к слову, не разглашается), он пытается влиться в коллектив криминальных деятелей Копенгагена и добиться уважения своего отца, который не очень-то жалует своего непутёвого сына-уголовника. Раз за разом он проворачивает какие-то дела, пытается принести какую-то пользу и оправдать татуировку со словом «respect», выбитую на затылке, вспоминая наставления кореша по тюряге, который поведал ему однажды историю о том, как он выбился из грязи в князи, убив четырёх бандитов.
Я уже говорил о том, что Рефн обожает втыкать в свои фильмы персонажей, через которых он с большим удовлетворением тешит своё огромное, размером с Эмпайр-Стейт-Билдинг, эго (что является частью его почерка). И в прошлой части «Пушера» герой выражал себя как раз через персонажа Тонни в исполнении одного из любимых актеров Мадса Миккельсена. Его персонаж был, скажем так, разумнее и приземлённее, чем рисковый и безудержный Франк. И вот, главным героем продолжения истории Рефн делает именно его – и, по признаниям Миккельсена, изначально Тонни в сценарии был куда «круче», но Мадс сам сказал Николасу мол «слушай, ну ты не такой крутой, давай слегка подправим персонажа». И вот как раз, наверное, за счёт этих правок фильм разительно отличается от первого – в лучшую сторону.
Теперь это история не просто о «слабых людишках», которых так любит показывать Рефн. И главный герой здесь другой – да, он тоже временами бывает чрезвычайно жалок, несуразен, похож на большого ребёнка: лысого, растатуированного, но глуповатого ребёнка. И мотив сына, который стремится понравиться отцу, дабы через его уважение получить место под солнцем, продолжается в той части сюжета, где Тонни узнаёт о том, что проститутка, с которой он однажды переспал до отсидки, родила ему ребёнка. Вопрос, «тварь я дрожащая или право имею?», задаётся на протяжении всего фильма: Тонни, взрослый ребёнок, сидящий на кокаине, прямо-таки иллюстрирует вечную тургеневскую тему проблем отцов и детей.
Таким образом, вторая часть «Пушера» оказывается менее «документальной», в отличие от первой, но более художественно выразительной, драматургически выверенной, и, как ни странно, более человечной. В фигуре Тонни (за эту роль Миккельсен, между прочим, получил престижную премию «Бодиль») мы видим самого Рефна, который хочет казаться «крутым и брутальным», но в итоге не может даже заставить подняться свой половой орган перед лицом проститутки, настолько он чувствует себя жалким. И – преображение персонажа случится, разумеется ближе к концу. Это один из главных моментов, ради которых стоит смотреть творчество Рефна и конкретно данный фильм.
Если в предыдущих фильмах режиссёр экспериментировал с формой, содержанием и манерой подачи, то «Пушер 2» — это первая по-настоящему законченная, взвешенная работа. Опыты вылились в законченное произведение – зрелое, со своим почерком, идеей и фигурой творца в центре, вокруг которой персонажи водят хороводы и поют хвалебные оды.
P.S.: Бонусом в фильме в небольшой роли появляется персонаж из первой части Мило в исполнении Златко Бурича.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!