После просмотра «Викинга» возникла мысль – с этого фильма стоило начинать 2016-й, а не заканчивать. На фоне таких качественных работ, как «Экипаж», «28 панфиловцев», «Хороший мальчик» и многих других, новый фильм режиссёра «Адмирала» Андрея Кравчука кажется хорошим началом для открытия года российского кино. Но в итоге «Викинг» вышел только сейчас и, вопреки заявлениям скептиков и (почему-то) приличной части российской критики, смею заявить, что он всё-таки хороший.
В центре повествования стоит князь Владимир Святославович, фигура крайне неоднозначная, при котором, тем не менее, произошло ключевое событие в истории Древней Руси – крещение славян. Данным событием фильм закончится (спойлер из учебников по истории), а начнётся он с момента прихода князя на землю русскую вместе с дружиной варягов, которого воевода Свенельд зовёт мстить за смерть Олега Святославовича, брата Владимира, убитого людьми киевского князя Ярополка (тоже родственника). На дворе конец X века, славяне пока ещё молятся на Перуна, а где-то рядом также машут луками печенеги. В такой обстановке и случится постепенный приход Владимира к христианству.
Несмотря на то, что РПЦ (да и русское христианство вообще) причисляет Владимира I Святославовича к лику святых и вообще всячески выражает ему признательность за то, что он принёс из Византии кресты с иконами, фигура он очень спорная. Братьев практически всех лично перебил, процветающую Византию на колени поставил, царевну Анну (и не только её) силой забрал и насильно замуж за себя выдал. В фильме всё это присутствует, хотя авторы и стараются смягчить острые углы и не превращать Владимира в абсолютного антигероя, граничащего со званием натурального злодея.
Наибольшая проблема фильма, конечно, предстаёт в финале, когда радостные (внезапно) жители Киева чуть ли не бегом заходят в воду, дабы их скорее всех крестили – ни тебе бунтов против новой веры, ни недовольных лиц почитателей Перуна на пару с Дажьбогом, ни удержания точек вокруг разрушаемых капищ – сплошная идиллия. Понятно, что это ещё сильнее увеличило бы и так немалый (более двух часов) хронометраж фильма, но выглядит всё равно как уступка церкви.
Зато до этого перед нами предстаёт Русь во всей своей красе – грязная, с немытыми славянами, растрёпанной одёжкой и дикими нравами. Декорации Полоцка и Киева были воссозданы практически в натуральную величину, и боевые эпизоды за счёт этого выглядят очень внушительно. Откушавшие похлёбки из мухоморов бородатые викинги с топорами наперевес штурмуют крепости, яростно ломают частокол, разрушают ворота, а двухметровый берсерк просто месит землю и окружающих гигантским молотом. Сам Владимир участие в боевых эпизодах принимает нечасто, но нравы Руси и рейтинг 18+ отрабатывает будь здоров: женщин берёт прямо на глазах у возмущённых родителей, рубит головы, режет глотки и вообще пускает кровь при каждом удобном случае. Выглядит всё это дико, по-своему первобытно и вполне зрелищно.
Со сценарием двоякая ситуация: например, по динамике некоторые эпизоды несколько провисают. Если бои выполнены на твёрдую четвёрку с плюсом, то в тех моментах, когда Владимир и компания принимают важные решения и ведут переговоры с князьями и византийскими царями, временами не хватает динамики и разнообразия. Понятно, что сейчас они наговорятся и пойдут войной на очередной город, или же наоборот будут ожесточённо обороняться, и весьма обеспокоены по этому поводу, такие эпизоды можно было бы решить в более энергичном ключе. С другой стороны, здесь есть отличные решения и клиффхэнгеры вроде невесть откуда прилетевшего в сторону Владимира топора посреди ночи, отправитель которого будет вычислен позже.
И – замечательно, что из Данилы Козловского не стали делать царя Леонида и придали его образу необходимую брутальность. Здесь он отыгрывает одну из лучших своих ролей, убедительно рыча и яростно выкрикивая воодушевляющие возгласы соратникам. Компанию ему составляет замечательный Максим Суханов, воплотивший очень убедительный образ жестокого, но справедливого воеводы Свенельда. Несколько раздражает, правда, неубедительная героиня Светланы Ходченковой, крайне скупая на эмоции в те моменты, когда они так требуются, но, к счастью, её героиня здесь хоть и является важным элементом сюжета, но одеяло на себя не перетягивает.
«Викинг» — это, в первую очередь, аттракцион. История остаётся на уровне школьных учебников, зато зрелищности в нём хоть отбавляй. Фигура Владимира Святославовича, помещённая в центр повествования, становится катализатором для рассказа о том, как грязная неумытая Русь выбирается из оков первобытного прошлого, а славяне становятся русскими. В этой кровавом слепке истории на экране кто-то увидит христианскую агитку, кто-то попытку играться с событиями прошлого, но прежде всего «Викинг» — это кино, ориентированное на зрителя. И со своей задачей — развлекать, — он справляется достойно.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!